Выбор Композиции

Как ни странно, самым важным при изготовлении диорамы является стадия планирования. На стадии изготовления ошибки планирования чаще всего исправить уже не удается.

Удобнее всего подсматривать сюжеты для диорам на фотографиях, где запечатлены настоящие прототипы ваших моделей. Совсем не обязательно копировать снимок один в один. Иногда удачным путем является объединение сцен с различных снимков. С одного — расположение модели, с другой — солдат, с третьей — изысканно-корявое дерево.

Опять же, важно помнить — смысловую нагрузку должны нести один-два элемента, ключевое ядро диорамы. Слишком часто моделисты увлекаются и получают в результате «матрешку»: сюжеты в сюжете. Внимание рассеивается, а диорама перестает восприниматься как единое целое, распадаясь на сценки. Очень хорошо, если фигурка может подчеркнуть размеры модели. Например – танкист в люке танка.

Композиционное решение должно быть таким, чтобы с любого ракурса взгляд постоянно за что-нибудь цеплялся. Должна выстраиваться своего рода цепочка объектов. Крупные элементы диорамы не следует располагать так, чтобы они затеняли мелкие. Никогда стороны модели не должны быть параллельны сторонам основания. Диорама просто обязана создавать иллюзию спонтанности, случайности момента. Параллели сразу провоцируют некую заданность, нарочитость.

Следует избегать таких вариантов размещения, когда какое-либо сооружение «выходит» точно из угла основания. Одиноко стоящий объект, имеющий доминирующую высоту (башня, дерево.столб), нельзя располагать в геометрическом центре (на пересечении диагоналей). Такую «математическую правильность» следует нарушать, смещая предмет в ту или другую сторону. Не привязываться к геометрии подставки важно потому, что вы, во-первых, избегаете, таким образом, нарочитости, искусственности, во-вторых, даете понять, что диорама является частью пространства, как бы случайно выхваченного из действительности (делая окоп параллельным раме, вы тем самым как бы включаете и саму раму в линию оборонительных сооружении). Выбирая размер основания, вы должны учитывать, какая техника, какие сооружения будут на ней находиться для того, чтобы содержимому на ней не было «тесно». Не бойтесь в диорамах пустых пространств. Наоборот, они необходимы, поскольку, и это еще одна особенность нашего восприятия, глазу надо «отдыхать». Ему для комфорта нужен контраст объема и плоскости.

Обычно с юмором в диорамах возникают проблемы. Тут требуется не только тщательное планирование, наличие художественного вкуса, необходимо то самое чувство юмора. Не стоит делать из диорамы трехмерный юмористический рисунок, опыт показывает, что смех в этом случае как-то не родиться. Тут подходит не смех, а улыбка — нормальная диорама, но с изюминкой: банка из-под тушенки на стволе танковой пушки, отпечаток босой ноги на броне или плоскости самолета, надпись «ДМБ’2003 Крыжополь» на башне танка MIA2 или надпись «Мы из Кронштадта», процарапанная гвоздем на корме авианосца «Нимиц».

 

 

 

Оставить ответ