Начало работ над танками ИС связано с появлением на фронте зимой 1942 — 1943 годов тяжелого немецкого танка «Тигр», с которым советские танки КВ-1, КВ-1С, Т-34 не могли справляться, то есть просто не пробивали его. Челябинскому тракторному заводу и Опытному Конструкторскому бюро было дано задание предоставить два образца танка ИС на государственные испытания. Тяжелые танки ИС создавались на базе серийного тяжелого танка КВ-1 и разработанного опытного прототипа среднего танка с тяжелым бронированием КВ-13. В конце апреля 1943 произошли испытания трофейного танка «Тигр» на полигоне в Кубинке, которые продемонстрировали низкую эффективность существующих орудий против его бронирования. Было решено создать 85 мм танковые орудия с баллистикой зенитного орудия 52-К для установки в штатную башню танка КВ-1с и на новый тяжелый танк ИС. Оказалось, что 85 мм орудие Д-5Т в существующую башню при диаметре башенного погона 1535 мм установить невозможно. Конструкторы расширили погон до 1800 мм под новую трехместную башню, увеличив объем боевого отделения. Данные изменения привели к росту веса до 44 тонн. Кроме того, на базе корпуса КВ-1с были построены прототипы танка КВ-85 с башней ИС-85 и пушкой Д-5Т, что потребовало модернизации бронекорпуса под увеличенный башенный погон, и КВ-85Г с 85 мм пушкой С-31, установленной в существующей башне от КВ-1с. В результате заводских испытаний прототипы танков ИС и КВ с пушкой Д-5Т калибра 85 мм были допущены к государственным испытаниям, прошли их и были рекомендованы к принятию на вооружение. Серийный выпуск тяжелого танка ИС-1, который иногда называли ИС-85.
Принятый на вооружение РККА в средине октября 1943 года тяжелый танк ИС-1 был сразу же запущен в серийное производство на Челябинском тракторном заводе и производился в период с октября 1943 года по конец января 1944 года. Лобовая деталь корпуса ИС-1 была обтекаемой формы и имела рациональные углы наклона брони к вертикали. Она производилась путем литья. Ее толщина в различных местах изменялась в диапазоне от 30 до 120 мм. С другими деталями корпуса и бронеплитами она соединялась путем сварки. Башня танка ИС-1 имела сложную обтекаемую форму. Борта башни имели толщину брони до 100 мм и ориентировались с наклоном к вертикали, что повышало снарядостойкость. В качестве основного вооружения тяжелого танка ИС-1 использовалась 85 мм танковая нарезная пушка, разработанная в 1943 году на основе зенитного орудия.
Танк ИС-1 стал своего рода переходной формой от танков серии КВ до тяжелых танков нового поколения ИС-2 и ИС-3, поэтому он недолгое время выпускался серийно. Всего выпущено 107 машин, по другим источникам 130. Все выпущенные машины не имели между собой значительных конструктивных отличий, поэтому танк ИС-1 согласно официальным документам и по данным военно-исторических источников, не имел модификаций. Первые фронтовые испытания ИС-1 показали, что против вражеских тяжелых танков и штурмовых орудий эффективно использовать 85 мм орудие наши танки могли только с дистанции не более 800 метров, когда их броня не являлась преградой для бронебойных и подкалиберных снарядов новых 88 мм немецких танковых и противотанковых пушек. Немцы тогда уже могли уничтожать наши танки с расстояния 1500 метров.
Тяжелый танк ИС-1 дебютировал на фронтах Великой Отечественной войны не очень удачно. Первая же атака танков ИС-1 на Лысянку 19 февраля 1944 года со стороны Белой Церкви закончилась трагически. Из пяти танков ИС-1, участвовавших в атаке, два сгорели, а три были подбиты от огня немецких САУ и танков «Пантера». Принимая участие в Уманской наступательной операции, танки ИС-1 несли неоправданные потери, которые возможно объяснить неправильным их использованием, и несовершенством конструкции, которое в тот период имело место.
В сентябре 1943 года артиллерийский конструктор Федор Федорович Петров предложил конструктору танка ИС Жозефу Яковлевичу Котину установить в танк ИС пушку калибра 122 мм. Для вооружения танка ИС выбрали 122 мм пушку А-19. В конструкторском бюро Федора Федоровича Петрова пушка А-19 калибра 122 мм была доработана для установки в танк — ее оснастили дульным тормозом, более компактными противооткатными устройствами, улучшили расположение органов управления для удобства наводчика в боевом отделении танка. Этот доработанный вариант пушки А-19 получил название Д-25Т и его серийное производство было запущено на заводе. После успешных испытаний танка с пушкой калибра 122 мм поступило распоряжение о немедленном запуске его в серийное производство. Танк назвали ИС-2, иногда в некоторых источниках его называли ИС-122.
Параметр | Значение |
Боевая масса, т. | 44,2 |
Экипаж, чел. | 4 |
Длина, мм. | 6670 |
Длина с пушкой, мм. | 8560 |
Ширина, мм. | 3070 |
Высота, мм. | 2740 |
Броня (Лоб корпуса), мм. | 120 |
Броня (Лоб башни), мм. | 100 |
Броня (Борт), мм. | 90 |
Броня (Корма), мм. | 60 |
Броня (Крыша, днище), мм. | 30 |
Вооружение | Одна 85-мм пушка три 7,62-мм пулемета |
Боекомплект | 59 снарядов 2520 патронов 7,62-мм |
Мощность двигателя, л.с. | 520 |
Максимальная скорость по шоссе, км/ч. | 37 |
Запас хода по шоссе, км. | 150 |
Препятствия | Подъем — 38° Ширина рва — 2,5 м Глубина брода — 1,3 м Высота стенки — 1,2 м. |