Танк-цистерна ТЦ-26

 

Войскам, действующим на передовой, необходим постоянный подвоз различных припасов, в том числе горючего. Использование для таких целей грузовых автомобилей с цистернами может быть связано с известными рисками, от которых можно избавиться при помощи специальных защищенных транспортных машин. В середине тридцатых годов прошлого века в нашей стране эту проблему предлагалось решать при помощи т.н. танков-цистерн.
Танк-цистерна мог использовать карбюраторный двигатель ГАЗ-Т-26 мощностью 91 л.с. Рядом с двигателем в корме помещались система охлаждения, топливный бак и т.д. При помощи карданного вала, проходившего вдоль корпуса, двигатель соединялся с трансмиссией переднего расположения. В ее составе имелись пятиступенчатая коробка передач, механизм поворота на основе многодисковых бортовых фрикционов и одноступенчатые бортовые передачи.
К 1934 году серийные легкие танки Т-26 стали оснащаться двумя топливными баками на 180 и 110 л. Нетрудно подсчитать, что одна цистерна Т-26-Ц могла осуществить полную заправку не менее пяти таких боевых машин. На перекачку бензина в один танк могло уходить менее 5 минут, не считая времени на подготовку.
Проект завода им. Ворошилова так же предусматривал использование готового танкового шасси без серьезных доработок. В то же время, танк Т-26 должен был лишиться подбашенной коробки, от которой оставалась только передняя рубка над местами экипажа. Силовая установка, трансмиссия, ходовая часть, бронирование и т.д. оставались прежними.
Проект завода им. Ворошилова так же предусматривал использование готового танкового шасси без серьезных доработок. В то же время, танк Т-26 должен был лишиться подбашенной коробки, от которой оставалась только передняя рубка над местами экипажа. Силовая установка, трансмиссия, ходовая часть, бронирование и т.д. оставались прежними. Экипаж, как и ранее, располагался в переднем обитаемом отсеке и состоял из двух человек. Водитель имел перед собой двустворчатый люк, обеспечивавший посадку и наблюдение за дорогой. Командир мог попадать в машину через люк в крыше. В его распоряжении имелась лобовая шаровая установка с пулеметом ДТ. Новый проект предлагал перевозку большего боекомплекта. Внутри корпуса смогли разместить 17 магазинов с 1071 патроном. Как и ранее, пулемет мог обстреливать цели только в небольшом секторе передней полусферы. Танк-цистерна не предназначался для ведения боя, его пулемет нужен был для вынужденного боя в чрезвычайных обстоятельствах. Цистерна должна была следовать за боевыми частями до бездорожью, где колесные бензовозы пройти не могли.
На крыше корпуса, над бывшим боевым отделением, разместили раму с креплениями для основной цистерны. Бензин предлагалось перевозить в сферическом баке диаметром около 750-800 мм. Такая емкость имела объем 1900 л. Следует отметить, что эту цистерну предлагалось делать из конструкционной стали. Кроме того, она не имела никакой дополнительной защиты в виде отдельных броневых листов. Для перевозки масла танк-цистерна получил 11 отдельных баков емкостью по 15 л каждый – всего 165 литров. Баки комплектовались соответствующими трубопроводами. Перед цистерной на крыше корпуса предлагалось монтировать ручной насос с требуемой производительностью. При помощи набора клапанов и задвижек он мог раздавать как горючее, так и масло. Для выдачи жидкостей на борту танка-цистерны следовало перевозить несколько резинотканевых рукавов. Позади сферической емкости расположили огнетушитель типа «Богатырь». Отказ от броневой рубки позволил облегчить машину, а также высвободить часть грузоподъемности. В результате транспортер мог перевозить на 250 л бензина больше, чем предшественник.
В 1936 году ленинградский завод им. К.Е. Ворошилова перестроил серийный танк Т-26 в танк-цистерну ТЦ-26. Благодаря простоте проекта переделка машины не заняла много времени, и в кратчайшие сроки опытный образец подали на испытания. Вскоре машину отправили на полигон, где она показала свои возможности. Любопытно, что еще до завершения проверок военные приняли решение о будущем строительстве новой техники. В июне 1936 года Автобронетанковое управление Красной Армии решило внести в план строительства бронемашин 210 транспортеров нескольких моделей и 90 танков-цистерн.
В 1937 году Автобронетанковое управление распорядилось прекратить все работы по теме транспортеров топлива на базе танка Т-26,  из-за того, что он имел серьезнейшую проблему: общую массу машины сократили за счет отказа от защиты цистерны с горючим. Таким образом, машина на танковом шасси не могла полноценно обслуживать бронетанковые части, поскольку любая пуля или осколок могли привести к самым страшным последствиям.

Оставить ответ