Проект «химического» Т-26 был разработан инженером Г.Е.Шмидтом, на основе серийного двухбашенного танка Т-26, в правой башне которого устанаовливался огнемет КС-24 и спаренный с ним 7,62-мм пулемет ДТ. Система подвода огнесмеси к брандспойту состояла из запорных вентилей, распределителя, гибкого шланга и полуавтоматической задвижки. Левая башня при этом снималась, а на её месте разместили бак емкостью 400 л, три 13,5-литовых баллона со сжатым воздухом, коллектор высокого давления, редуктор и воздухораспределитель. Использование гибкого шланга позволяло обеспечить поворот башни и наведение брандспойта с помощью плечевого упора в горизонтальной плоскости до 20° без поворота башни и в вертикальной плоскости -10° до +10°. Из-за опасности скручивания гибкого шланга, поворот башни был ограничен сектором 270°, что исключало возможность огнеметания в сторону кормы машины. В зависимости от боевой задачи бак ХТ-26, помимо огнесмеси, мог заполняться дымообразующей смесью типа S-III или S-IV, отравляющими веществами стойкого или нестойкого типа, а также водой или мыльной жидкостью для дегазации местности. Если в баках оставалось какое-то количество ОВ для их слива был сделан спеуиальный патрубок, выводивший жидкость под днище танка.
Опытный образец ХТ-26 проходил испытания на Научно-испытательном химическом полигоне РККА с 1 июня по 15 июля 1932 года и показал вполне приемлемые характеристики. По основным параметрам «химический» танк не уступал «линейному» (пулеметному) Т-26, однако дальность огнеметания составляла всего 35 метров при расходе огнесмеси 5 литров в секунду. Также отрабатывались приёмы дымопуска и распыления ОВ, но в реальности ими пользовались не очень часто.
Впервые ХТ-26 пошли в бой в августе 1938 г. у озера Хасан. Вместе с «линейными» Т-26 и бронеавтомобилями БА-6 они составляли основу бронетанковых сил РККА в этом регионе. Хотя у советской стороны было численное приемущество «химические» танки здесь себя не проявили. Дело было не только в ландшафте, труднопроходимым для бронетехники, но и в тактике её использования. Самым крупным сражением с участием ХТ-26 стал бой за высоту Заозерная. Из 9 ХТ-26 тогда безвозвратно потеряли один танк, а остальные требовали ремонта различной сложности. Следующее вторжение японцев в Монголию, состоявшееся в середине 1939 г., было более подготовленным. Теперь обе стороны активно использовали танковые войска, причем огнеметные танки имелись только у РККА. Перед началом конфликта количество ХТ-26 в войсках было незначительным — имелось всего 10 танков, принадлежащих 11-й тб 57-го особого корпуса, хотя к началу августа их число увеличилось до 18. О подготовке экипажей сейчас что-либо сказать трудно, но вот с обеспечением дела обстояли не очень хорошо. На каждый танк приходилось всего 7 заправок огнесмеси.
Первоначально боевое применение ХТ-26 было достаточно успешным. Уже 27 и 28 мая «огнемётные» танки принесли немало пользы при разгроме японо-манчжурского отряда под командованием полковника Ямагато. Затем ХТ-26 поставили задачу ликвидировать японский разведывательный отряд подполковника Азума численностью 220 человек, с которой они успешно справились.
Параметр | Значение |
Боевая масса, т. | 9 |
Экипаж, чел. | 2 |
Длина, мм. | 4610 |
Ширина, мм. | 2530 |
Высота, мм. | 2058 |
Броня (Башня, борт корпуса), мм. | 13 |
Броня (Лоб корпуса), мм. | 13 |
Броня (днище), мм. | 4 |
Броня (Крыша), мм. | 6 |
Вооружение | огнемёт КС-25 один 7,62-мм пулемет |
Боекомплект | 400 литров огнесмеси 1764 патрона |
Мощность двигателя, л.с. | 96 |
Максимальная скорость по шоссе, км/ч. | 30-32 |
Запас хода по шоссе, км. | 110 |
Препятствия | Подъем — 40° Ширина рва — 2,0 м Глубина брода — 0,8 м Высота стенки — 0,75 м. |