КБТ-7

КБТ-7 — специальный командирский танк, разработанный в 1937 году на базе стандартного легкого танка БТ-7 под руководством инженера Кошкина.

Довольно интересным опытным образцом, созданным на базе танка БТ-7, является КБТ-7 (командирский БТ), который представлял собой первую отечественную специализированную командно-штабную машину. Данная машина предназначалась для «командиров рот и выше для обеспечения им надежного управления подразделениями, а также наблюдения и связи в бою под огнем пулеметов противника». Машина разрабатывалась на основании тактико-технического задания ГБТУ РККА разработанного в 1937 г.

Проектирование и постройка командирского танка велась под руководством инженера Н. И. Коротоношко в НАТИ в 1937 году.

От серийного БТ-7 танк КБТ-7 отличался тем, что башню с пушечным вооружением заменили на бронированную надстройку-рубку высотой 600 миллиметров и шириной, равной ширине корпуса, в которой размещалось специальное оборудование.

Экипаж танка КБТ-7 состоял из четырех человек: начальник штаба, командир подразделения, механик-водитель и радист-пулеметчик. Рабочее место механика-водителя располагалось, как и на серийном танке БТ-7, справа за ним размещался командир, слева от него — начальник штаба, перед которым монтировался откидной столик, у перегородки моторного отделения за начальником штаба посредине корпуса располагалось рабочее место стрелка-радиста.

Для изготовления корпуса танка КБТ-7 использовались броневые и стальные листы. Корпус представлял собой коробчатую жесткую конструкцию с двойными бортовыми стенками, продолговатой, закругленной суженой носовой частью, трапециевидной кормой. Бронирование — противопульное. Большинство неразъемных соединений корпуса выполнялось сваркой и некоторые клепкой. Корпус состоял из днища, крыши, бортов, носа, кормы и внутренних перегородок. Для уменьшения вероятности поражения экипажа броневые листы надстройки устанавливались под наклоном. Лобовой и кормовой листы толщиной соответственно 18 и 13 мм были наклонены под углом 20°, бортовые листы толщиной 13 мм — под углом 15°. Верхний наклонный лист имел толщину 10 мм.

Вместо башни установили неподвижную 600-миллиметровую рубку. Ширина рубки равнялась ширине корпуса. Поскольку отсутствовал круговой обстрел, его компенсировали наличием во всех стенках рубки четырех шаровых установки для пулемета ДТ.

Вооружение состояло из пары пулеметов ДТ калибра 7,62 мм, установленных в правом бортовом и переднем листах. Третий, запасной, пулемет одновременно выполнял роль зенитного. На крыше рубки смонтировали турель П-40, а в полу танка — подъемную площадку для ведения огня из зенитного пулемета. Боекомплект — 1953 патрона в 31 магазине.

Для наблюдения за обстановкой на поле боя и подчиненными подразделениями устанавливалось два командирских прибора ПТК, а также четыре триплекса, смонтированных в каждой стенке рубки. Рабочее место командира давало возможность попеременно вести огонь одному человеку из всех пулеметов, не мешая работе другим членам экипажа.

В состав специального оборудования танка входили два прибора наблюдения, две радиостанции, танковое переговорное устройство, два светосигнальных семафора на крыше рубки, а также авиасигнальное приспособление для осуществления связи с самолетами-разведчиками. Водитель также располагал компасом КИ для вождения в сложных условиях.

Для внешней связи на большие расстояния использовалась радиостанция РТУ, имеющая штыревую антенну, а на малые дальности — радиостанция 71-ТК-1, имеющая подъемную штыревую антенну. Внутренняя связь между членами экипажа осуществлялась с помощью танкового переговорного устройства ТСПУ-5, рассчитанного на четыре абонента.

Для управления внутри танкового подразделения использовались светосемафоры СТС, расположенные в бронированных коробках на верхних наклонных листах надстройки.

Связь с самолетом-разведчиком ночью и днем осуществлялась специальным танковым авиасигнальным приспособлением, размещаемым на обоих надгусеничных полках (4 полотнища 1900х600 мм). Полотнища управлялись специальным распределительным устройством, которое давало возможность набирать различные комбинации. Подсветка сигнальных полотнищ ТАСП в ночных условиях осуществлялась прожекторами (по два на борт), установленными в броневых стаканах на надгусеничных полках.

Силовая ходовая часть, трансмиссия и установка были такими же, как и на серийном БТ-7. 12-цилиндровый четырехтактный карбюраторный двигатель М-17 был установлен в кормовой части корпуса. В корме танка установили топливный бак емкостью 650 л. При 1550-1650 оборотах в минуту мощность двигателя составляла 400 л.с. Это позволяло танку КБТ-7 развивать по шоссе на гусеницах скорость 52 километра в час, на колесах — 72 километра в час. Сухая масса двигателя равнялась 550 кг. Система охлаждения — принудительная, водяная, при помощи центробежного насоса М17. Емкость радиаторов — 100 л. Запас хода танка по шоссе достигал: на колесном ходу 450 км, на гусеничном — 220 км.

Танк КБТ-7 имел комбинированный колесно-гусеничный движитель. При движении танка на колесном ходу гусеницы снимали, демонтировали на 4 составляющие и укладывали в надгусеничные полки. При движении на колесном ходу привод производился на опорные задние катки.
Испытания танка прошли в период с 7 по 20 августа 1937 г. В выводах было сообщено следующее:

«Испытуемый командирский танк, созданный на базе танка БТ-7, предъявляемым к командирскому танку тактико-техническим требованиям, не удовлетворяет по причинам:
1. Машина не имеет необходимых секторов обстрела и наблюдения.
2. От линейных танков БТ-7 командирский танк по своей конфигурации резко отличается и потому может быть обнаружен противником на расстоянии 1 км невооруженным глазом и вместе с командиром подразделения выведен из строя.
3. Наличие устройства ТАСП на командирском танке КБТ-7 демаскирует его.
4. Емкость аккумуляторов, используемых для питания приборов связи, недостаточна.
Заключение.
Комиссия на основании вышеуказанного считает, что командирский танк КБТ-7 на базе БТ-7 на вооружение автобронетанковых войск Рабоче-крестьянской Красной Армии не может быть рекомендован. В соответствии с материалами, полученными в ходе испытаний, необходима доработка танка. Для дальнейших испытаний комиссия считает необходимым придать данный танк частям на учении».

Танк на вооружение принят не был из-за неудовлетворительных условий ведения огня из пулеметов, тесноты рубки, демаскирующих признаков, и вероятно, из-за нежелания уменьшать количество линейных танков. Хотя этот танк на вооружение принят и не был, он являлся весьма интересной машиной. Концепция данного танка вобрала не только устаревшие архаичные элементы (например, семафоры) но и многие передовые идеи, которые позже были воплощены. Например, использование базы линейного танка, рубка, две радиостанции, больший в сравнении с линейным танком экипаж. Все это позднее было воплощено в немецких командирских танках, а по окончании войны и в советских командно-штабных машинах.

Параметр Значение
Боевая масса, т. 13
Длина, мм. 5580
Ширина, мм. 2230
Высота, мм. 2700
Броня (Лоб, борт, корма), мм. 13
Броня (Крыша, днище), мм. 10
Вооружение Три 7,62-мм пулемета
Боекомплект 1953 патрона
Мощность двигателя, л.с. 500
Максимальная скорость по шоссе, (гусеницы/колеса) км/ч. 50/72
Запас хода по шоссе (гусеницы/колеса), км. 220/450
Препятствия Подъем (гусеницы/колеса) — 37°/15°
Крен — 30°
Ширина рва — 2,4 м
Глубина брода — 0,9 м
Высота стенки — 0,8 м.

ЭТАПЫ КОНВЕРСИИ МОДЕЛИ

За основу модели был взят
35112 Восточный экспресс 1/35 «Танк БТ-7 обр. 1937 г. поздняя версия»
Рубка изготовлена самостоятельно из листового пластика 0,5 и 0,25 мм
Краски «ARMY PAINTER» и VAILEJO
Пигменты WILDER и MIG
фиксация пигментов — Fixer WILDER
проливки «ARMY PAINTER»

Оставить ответ