Накануне Великой Отечественной войны на Одесском краностроительном заводе им. Январского восстания была собрана опытная партия автомобильных кранов грузоподъёмностью 3 тонны, смонтированных на шасси трехосного грузовика ЗиС-6 (6х4). Этому автокрану был присвоен индекс АКМ (по другим данным — АТК-1) и имя «Январец», образованное от имени предприятия-изготовителя.
АКМ имел массивную Г-образную грузоподъемную стрелу с характерными отверстиями на боковинах и отличался отсутствие кабины управления на полноповоротной платформе. Механический привод механизмов крана осуществлялся от двигателя автомобиля через коробку отбора мощности. Машина оснащалась выносными винтовыми опорами которые позволяли увеличить опорную площадь и устойчивость.
Автокран на автомобильном ходу был предназначен для производства различных погрузочно-разгрузочных работ на строительных площадках и на складах строительных материалов, а также для монтажных работ в условиях коммунального строительства, пр нефтепроводных работах и пр.
Установка крана на автомашине определяет целесообразность его эксплуатации при частых переброскахх на сравнительно далёкие расстояния. Автокран АК-1 представляет собой полноповоротный подъёмный стреловой кран, смонтированный на шасси четырёхтонной грузовой трёхосной машины ЗИС-6. Грузоподъёмность — 3 т.
Привод крана осуществляется от двигателя автомашины путём отбора мощности от его трансмиссии, между коробкой скоростей и демультипликатором.
От коробки отбора мощности работа передаётся карданным валом редуктору-реверсу, состоящему из трёх конических зубчатых колёс и двухсторонней муфты включения; от кроробки реверса работа передаётся полым вертикальным валом к цилиндрической зубчатой передаче, расположенной горизонтально на верху колонны; цилиндрическая зубчатая передача соединена с вертикальным распределительным валом.
На распределительном валу расположены два полых червяка, включаемых с помощью двухсторонней кулачковой муфты; при включении червяков приводятся во вращение червячные колёса и установленные на их валах (внутри колонны) барабаны — с канатами для подъёма-опускания груза или стрелы. Автомашина снабжена четырьмя аутригерами с ручными винтовыми домкратами для работы крана в неподвижном состоянии. Возможна также работа крана без аутригеров и перемещение грузов во время движения автомашины при продольном расположении стрелы.
Один кран по штату входил в состав мостового взвода тяжелого понтонного парка