«Коминтерн» (тягач)

Вскоре после окончания Первой мировой войны во всех развитых странах начались работы по переводу артиллерии с конной на механическую тягу. Это сулило огромные преимущества – например, возрастала скорость буксировки, становилось возможно перевозить тяжелые артсистемы, не разбирая их, в кузове автомобиля помещались и расчет, и боеприпасы, что позволяло отказаться от целых караванов на одно орудие, и, наконец, машины не уставали и не боялись шума боя.

Однако если в Европе и США в качестве артиллерийских тягачей старались приспособить гражданские грузовики или создавали тягачи на их базе, то Советскому Союзу пришлось пойти другим путем. Дело в том, что страна только создавала развитую автомобильную промышленность и приспосабливать для буксировки пушек было нечего. Однако это положение имело и свои плюсы – необходимость создавать с нуля специальные арттягачи.

После ряда неудачных попыток создать тягачи по образцу тракторов советские конструкторы взяли за основу шасси снятого с производства танка Т-24. Тягач получил имя «Коминтерн». Данные новой машины на 30-е годы можно было считать отличными: тягач мог тащить прицеп, почти вдвое превосходящий его по массе, высокой была и скорость буксировки. Хотя «Коминтерн» считался средним артиллерийским тягачом, он мог буксировать тяжелые артсистемы.
Выпущенный в количестве 1798 штук «Коминтерн» прошел через всю войну. Его применяли не только для буксировки различных орудий, но и для эвакуации подбитых танков, работы в промышленности. Кроме боевого пути «Коминтерна», его заслуга состояла в том, что он стал основой для разработок арттягачей на следующие двадцать лет. Его компоновочная схема оказалась очень простой и удачной – этакий грузовик на гусеницах. Тягач использовался для транспортирования практически всех орудий РГК калибром до 152-мм, а иногда и 203-мм гаубиц Б-4 на гусеничном ходу.

Тяжелый трактор проектировался для транспортировки орудий весом до 11 000 кг со скоростью до 15 км/ч. Компоновка: двигатель расположен в передней части, двухместная кабина — в средней, грузовая платформа — сзади. Крутящий момент от четрехцилиндрового двигателя жидкостного охлаждения передается на задние ведущие колеса (звездочки) гусеничного хода. В тягаче использованы элементы ходовой части и подвески выпускавшегося ранее малой серией танка Т-24. Облегченная гусеница танкового типа снабжена 50-мм грунтозацепами, обеспечивающими хорошее сцепление с почвой и не повреждавшими дорожное покрытие. Деревянная кабина по конструкции была аналогична кабине грузового автомобиля ЗИС-5, однако водитель располагался справа. Грузовая платформа площадью 5,36 кв. м была снабжена откидными бортами и съемным тентом. Для размещения расчета буксируемого артиллерийского орудия имелись два поперечных сиденья и скамейка над бензобаком, который был установлен сразу за кабиной водителя. Несмотря на такие недостатки, как повышенный расход топлива и трудоемкость обслуживания, тягач «Коминтерн» зарекомендовал себя как надежная, мощная машина. Дизельный двигатель КИН мощностью 131 л.с., 4-цилиндровый, 4-тактный, жидкостного охлаждения, верхнеклапанный, нетребовательный к качеству топлива (работал на любом бензине и его смеси с лигроином и керосином), хорошо заводился даже при низких температурах мощным электростартером или пусковой рукояткой с понижающим редуктором. Два топливных бака, размещавшихся за кабиной в передней части платформы, имели вместимость 550 л. В годы Великой Отечественной “коминтерны” принимали самое активное участие в боевых действиях, неся при этом сравнительно небольшие потери. Запасные части к ним, естественно, уже не выпускались, но, благодаря добротности и надежности конструкции, они уверенно выдерживали все межремонтные пробеги. Например, двигатель в тяжелых фронтовых условиях, как правило, выдерживал 2000 км пробега всего с одной перетяжкой шатунных подшипников.

Тягач обладал неплохой проходимостью. Он преодолевал подъем крутизной до 34′ (с прицепом — 16 ), ров шириной до 1,3 м, эскарп с высотой вертикальной стенки 0,7 м, брод с твердым грунтом глубиной до 0,75 м и мог двигаться по косогору с уклоном до 19′.

По мнению военных специалистов, применение этой машины, одной из лучших среди отечественных средних тягачей довоенного и военного времени, повысило тактическую и оперативную подвижность артиллерии, суточные переходы которой составляли 80 — 100 км. По скорости движения и силе тяги на крюке «Коминтерн» также удовлетворял предъявляемым к нему требованиям. Однако тягач имел и отдельные недостатки. В частности, из-за сравнительно узкой колеи он был неустойчив в поперечной плоскости. Быстро изнашивались зубья ведущих колес, из-за чего соскакивали гусеницы, недостаточно прочным был первичный вал коробки передач.

Параметр Значение
Масса, т. 10,64
Число мест в кабине (в кузове), чел. 2 (12)
Длина, мм. 5765
Ширина, мм. 2208
Высота, мм. 2538
Масса буксируемого прицепа, т. 12 (с перегрузкой 14)
Количество выпущенных экземпляров, шт 1798
Мощность двигателя, л.с. 131
Максимальная скорость по шоссе, км/ч. 30,5
. Запас хода по шоссе, км 170
Запас хода с прицепом по грунту, км 80

Для создания понадобилось:
05540 Я-Моделист Клей жидкий плюс подарок Trumpeter 1/35 Советский трактор «Коминтерн» (Soviet Komintern Artillery Tractor)
Краски «ARMY PAINTER» и VAILEJO
Пигменты MIG
фиксация пигментов — FX-01 Fixer WILDER
проливки «ARMY PAINTER»

Оставить ответ