PzKpfw VI Tiger (P) («Тигр» Порше)

Как известно, первоначально существовало две версии знаменитого тяжелого танка «Тигр» PZ V. Первый вариант танка создал Эрвин Адерс, который трудился в конструкторском бюро фирмы Хеншель. Второй вариант «Тигра» создал доктор Фердинанд Порше (позже, знаменитый автомобильный конструктор), который по результатам немецкой военной комиссии был признан менее удачным из-за сложной электрической трансмиссии машины. Именно поэтому «Тигр» Порше не рекомендовали к принятию на вооружение Вермахта, хотя этот танк был полностью готов к серийному производству, чего не скажешь о «Тигре» Эрвина Адерса (Тигр Хеншеля).

На сегодняшний момент, не осталось документов, свидетельствующих, когда же точно Порше начал работы по созданию своего танка. Некоторые историки склоняются к мнению, что после выдачи задания на разработку и создание тяжелого танка для Вермахта, 26 мая 1941 года и есть точка отсчета, когда начались работы по VK4501(P). 26 мая 1941 года в Баварских Альпах в резиденции Адольфа Гитлера состоялось военное совещание. На нем обсуждалось состояние танковых сил Вермахта и был приведен тщательнейший анализ боевого применения бронетанковых сил Вермахта во Франции. Состав военного совета (тех.заседания): Адольф Гитлер, Штайр Хакер, Э.Книпкампф, подполковник фон Вилке, Филлипс, Заур, Фердинанд Порше, Ф, Тодт. Особое внимание Адольф Гитлер уделил английским танкам «Матильда», которые серьезно досаждали немецким войскам из-за их толстой брони.

В одном из своих докладов, Заур упомянул о двух тяжелых танках VK3601 (H) и VK4501 (P), работы над которыми ведутся полным ходом. После начала блицкрига в России, немецкие конструкторы на время прекратили работы по проектировке и созданию проектов VK3601 (H) и VK4501 (P), занимаясь модернизацией и совершенствованием своих «рабочих лошадок» Pz III и Pz IV. Однако, после появления на полях сражений танков Т-34 и КВ, работы по тяжелым танкам были вновь начаты. К тому же с полей сражений постоянно поступали жалобы от немецких танкистов, жаловавшихся на слабое пушечное вооружение и малую толщину брони их танков. В процессе проектировки конструкторы Адерс и Порше увеличили толщину брони танков, в результате чего вес увеличился с 36 тонн до 48. После этого, проект танка «Тигр» был переименован из VK3601 (H) в VK4501 (P). С увеличением веса «Тигра» существенно увеличилось давление на грунт, для чего были разработаны специальные гусеницы с широкими гребными лопатками. Для походного положения и для перевозки по ж/д путям, танк «переобували» в специальные походные гусеницы.

Сравнительные испытания и первый показ нового «Тигра» Фердинанд Порше провел в день рождения Адольфа Гитлера 20 апреля 1942 года. Тогда же был составлен отчет об испытаниях, в которых указывалось, что Тигр Порше имел лучшую проходимость по пересеченной местности, чем Тигр Хеншеля. Этому способствовала более удачная ходовая часть Тигра Порше. Но тут же было указано, что танку необходимо установить модернизированную подвеску, так как толстая броня слишком утяжеляла танк. Стоит заметить, что на Тигр Порше была установлена тяжелая башня с 88-мм пушкой от VK4501, тогда как изначально корпус танка Порше должен был нести более легкую башня с 75-мм пушкой. На момент испытаний и первого показа башня с 75-мм пушкой не была готова. В целом, оба танка имели малую дальность хода, гигантский расход топлива, малую скорость и плохую проходимость по пересеченной местности.

Слабым местом, а также главным минусом «Тигра» Порше, стала его инновационная электротрансмиссия. К тому времени, затраты на электротрансмиссию, а именно, электрогенераторы, которые приводили в движение танк, были непомерно высоки. Немцы просто не располагали большими запасами меди для электрогенераторов. По мнению российских историков, да и многих западных, именно неудовлетворительная ходовая часть танка не устраивала военных, в большинстве случаев, танк застревал в грязи, не говоря о болотистой местности.

В крупное серийное производство танк «Тигр» Порше VK4501 не пошел. Всего было произведено 5 полноценных танков, но было еще заказано 90 шасси под новые Тигры Порше, еще до показа Адольфу Гитлеру. Это говорит о том, что Порше заранее был уверен в победе своего танка и изначально готовился к массовому выпуску. Позже, все шасси для танков успешно применили на новых САУ Фердинанд, релиз которых состоялся на Курской битве в 1943 году.

В движение танк приводили два тяговых электромотора, которые питались от двух генераторов, на которые работали два V10 двигателя воздушного охлаждения. Подвеска танка состояла из 6 сдвоенных катков (на борт), которые располагались попарно на 3 тележках. Обрезинка катков находилась внутри колеса, что негативно сказывалось на резиновом бандаже, который быстро изнашивался. Позже, катки с этими резиновыми бандажами стали применять на танках «Пантера» и «Тигр». В отличие от большинства танков того времени, торсионы ходовой части «Тигра» Порше располагались в тележке а не внутри корпуса танка. В этом танке Порше отступил от «классической» схемы расположения ведущего колеса спереди, установив его сзади.
Единственное упоминание о боевом применении «Тигра» Порше свидетельствует о том, что один танк прибыл в расположение 653-го тяжелого батальона истребителей танков на Восточный фронт в районе Галиции в 1944 году. Там он применялся в качестве командирского танка, он имел бортовой номер 003.

На этом судьба танка закончилась. Оставшиеся шасси применили для создания тяжелой самоходки. Всего было сделано 90 единиц САУ «Фердинанд («Элефант »)». Данная самоходная артиллерийская установка была первой в мире самоходкой с фантастической на тот момент толщиной брони лба корпуса, которая достигала 20 см. Безусловно, из-за своей толщины брони машина была практически неуязвима для полевой артиллерии и пушек танков, однако она стала легкой добычей для пехоты, которая без труда расправлялась с ней в ближнем бою, так как конструкторы не предусмотрели для САУ оружия ближнего боя. В первой же модернизации САУ «Фердинанд («Элефант »)» получила курсовой пулемет и командирскую башенку.

Параметр Значение
Боевая масса, т. 57
Экипаж, чел. 5
Длина корпуса, мм. 67000 (с пушкой — 9340)
Ширина, мм. 3380
Высота, мм. 2930
Броня (Лоб корпуса), мм. 100
Броня (Борт), мм. 80
Броня (Корма), мм. 80
Броня (днище, крыша корпуса), мм. 25
Вооружение одна 88-мм пушка KwK36 KwK L/56
два 7,92-мм пулемета MG-34
Боекомплект 64 снаряда
4350 патронов
Мощность двигателя, л.с. два по 320
Максимальная скорость по шоссе, км/ч. 35
Запас хода по шоссе, км. 140
Для создания модели понадобилось:
3680 ЗВЕЗДА Германский танк VK4501 (P) Tiger VI 1:35
краски

Vallejo 70.927 Dark Flesh
Vallejo 70.859 Black Red
ARMY PAINTER —Pure Red
ARMY PAINTER —Angel Green
ARMY PAINTER —Shining Silver
Gun Metal

Проливка
ARMY PAINTER — Soft Tone (50/50 с водкой)

Пигменты

A.MIG — 3010 CONCRETE
Wilder — GP25 Blask Metal

Фиксатор
Wilder — FX01 Fixer

Грязь
Wilder — TE12 Light Eupope

Оставить ответ