Pz VI Ausf. B «Tiger II» (P)

 

В августе 1942 года Управление вооружений сухопутных войск (Heereswaffenamt) вермахта разработало тактико-техническое задание на тяжелый танк, призванный в перспективе заменить недавно запущенный в производство «Тигр» — Pz.VI Ausf.E. На новой машине предполагалось использовать сконструированную в 1941 году фирмой Krupp 88-мм пушку с длиной ствола в 71 калибр. Осенью 1942 года к проектированию танка приступили фирма Henschel и конструкторское бюро Фердинанда Порше, вновь вступившего в соревнование с Эрвином Адерсом. Надо сказать, что ничего принципиально нового доктор Порше не предложил. Его танк VK 4502(Р) представлял собой несколько переработанный применительно к новому техзаданию танк VK 4501(Р). От последнего позаимствовали ходовую часть, силовую установку из двух карбюраторных двигателей Simmering-Graz-Pauker мощностью 200 л.с. каждый и электрическую трансмиссию. Главными недостатками проекта VK 4502(Р) были недоведенность и низкая надежность электротрансмиссии, дороговизна и невысокая технологичность производства. Шансов на победу в конкурентной борьбе с машиной Э.Адерса у нее практически не было, тем не менее в 1943 году завод Friedrich Krupp AG в Эссене успел изготовить 50 башен для танка Порше.

Новый танк получил обозначение Panzerkampfwagen VI Ausf.B (Sd.Kfz.182), позже замененное на Panzerkampfwagen – Tiger Ausf.B или Tiger II. Неофициальное название Konigstiger — «Королевский тигр» — в вермахте использовалось довольно редко, но именно оно стало наиболее популярным у противников Германии. Серийное производство началось в январе 1944-го. В соответствии с заказом Управления вооружений предполагалось изготовить 1237 танков «Тигр II» со средним темпом сборки 120 машин в месяц. Однако планам этим с самого начала не суждено было сбыться. Еще 23 октября 1943 года, то есть спустя три дня после показа на полигоне Арис, 486 английских бомбардировщиков бомбили Кассель. Город был разрушен на 80%, досталось и заводам Henschel. В результате к маю 1944 года заводские цеха покинули только 20 серийных «королевских тигров». Своего максимума производство достигло в августе, но и тогда не дотянуло до планового. Всего было выпущено 489 машин.

Первые 50 Pz Kpfw VI Ausf В имели башни обтекаемой формы разработанные Порше. Основание командирской башенки выступало за боковую стенку башни. Заметный «заман» создавался закругленной лобовой частью башни. Данным специфическим термином тонко характеризовался главный недостаток конструкции: снаряд, который попадал в скошенную броню, рикошетил вниз и пробивал тонкую крышку корпуса. Машины с июля 44-го года начали комплектовать более простой башней конструкции Адерса, которая в лобовой части имела 185-миллиметровую броню вместо 100-миллиметровой у башни Порше. Первые же бои с участием «королевских тигров» выявили у нее ряд недостатков, например, склонность снарядов к рикошету вниз при попадании в лобовую часть, что грозило пробоиной в относительно тонкой крыше корпуса. К маю 1944 года фирма Krupp разработала новую башню, которую стали устанавливать на танки, начиная с 51-й машины. Эта башня имела прямую 180-мм лобовую плиту, исключавшую возможность рикошета- Ее больший забронированный объем позволил увеличить боекомплект с 77 до 84 выстрелов. Танки «Королевский тигр» первоначально телескопическим шарнирным прицелом с переменным увеличением. Особенностью оптической схемы с переменным увеличением являлось наличие трех линз оборачивающей системы вместо двух, обычно применявшихся в танковых телескопических прицелах с постоянным увеличением. Первая линза оборачивающей системы была закреплена в корпусе прицела неподвижно. При включении второй линзы прицел давал 5-кратное увеличение с полем зрения 12,5 градусов, при включении третьей линзы 2,5-кратное увеличение с полем зрения 25 градусов.

18 июля союзники начали операцию «Goodwood». Немецкие позиции у Кана подверглись налету 2 100 самолетов союзников! Атаку предваряла массированная ковровая бомбардировка, в результате которой 2077 бомбардировщиков сбросили на головы немцев и мирного французского населения 7800 тонн бомб. Затем последовал артобстрел – 720 орудий среднего и большого калибра выпустили 250 000 снарядов. 503-й ТТБ не попал в эпицентр разрушений, но 1-я рота всё равно потеряла несколько «королевских тигров». К тому же, почти у всех танков была сбита центровка стволов, и их требовалось заново пристрелять и отрегулировать. Авиация стала для союзников наиболее эффективным средством борьбы с немецкими танками.  Не получили повреждений только восемь танков, но лишь шесть из них смогли занять боевые позиции. Когда другие английские части пересекли железнодорожную насыпь дороги Кан — Вимон и попытались идти дальше на Бургибю, они натолкнулись на сильный огонь «четверок» 22-го танкового полка, «Королевских тигров» и «Тигров» 503-го тяжелого танкового батальона. Автомашина, на которой находился единственный в 11-й бронетанковой дивизии передвижной пункт связи с авиацией, была уничтожена в первые же часы боя, так что наземные войска оказались без авиационной поддержки. Гвардейская бронетанковая дивизия Великобритании в этом первом своем сражении лишилась 60 танков. В этот день танкисты 503-го тяжелого танкового батальона записали на свой боевой счет 40 английских танков. Собственные безвозвратные потери составили три «королевских тигра» и четыре танка «Тигр I». 503-й ТТБ отступал вместе с остальными немецкими подразделениями Западного фронта. Осенью 1944 года батальон отправили в Венгрию, где он принял участие в последнем крупном немецком наступлении в районе озера Балатон, после чего отступал в северную Австрию и Чехию, где и капитулировал 12 мая 1945 года.

507-й ТТБ 30 марта 1945 года 3-я рота устроила засаду оперативной группе 3-й американской танковой дивизии. В ходе боя погиб командир дивизии генерал-майор Роуз, а американские потери составили 17 танков M4 «Шерман», 17 бронетранспортёров, 3 грузовика, 2 джипа и 1 САУ M36. Немцы потеряли 3 «королевских тигра».

В целом можно сказать, что проект Pz.Kpfw.VI Ausf. B «Tiger II» («Königstiger») оказался менее удачным, чем Pz.Kpfw.VI «Tiger». В погоне за более надёжным лобовым бронированием и лучшим вооружением конструкторы пошли по пути наращивания массы, и в результате получили бронированного монстра, для которого не нашлось соответствующей силовой установки. Кроме того, в силу большого веса проходимость этой машины была невысокой – например, в боях за Сандомирский плацдарм «королевские тигры» вязли в зыбких песчаных грунтах и превращались в мишени для советских танкистов. Большую проблему вызывало форсирование рек, а также переезд по мостам (они не были рассчитаны на такие нагрузки). Поэтому в условиях постоянного отступления вермахт и части СС теряли танки, которые ещё можно было бы отремонтировать. «Королевский тигр» является ярким примером того, как лучшее становится врагом хорошего. В погоне за идеальным танком руководство Третьего рейха остановило уже налаженное производство пусть не таких замечательных, но вполне надёжных и проверенных «тигров». Однако новые танки оказались не столь хорошими, как ожидалось, а их запуск в серию вызвал провал в производстве тяжёлой бронетехники.

Параметр Значение
Боевая масса, т. 68
Экипаж, чел. 5
Длина, мм. 7380
Длина с пушкой, мм. 10268
Ширина, мм. 3775
Высота, мм. 3090
Броня (Башня, лобовая деталь), мм. 100
Броня (Борт корпуса), мм. 80
Броня (Лоб корпуса), мм. 150
Броня (Корма), мм. 80
Броня (днище), мм. 25
Броня (Крыша моторного отсека), мм. 40
Вооружение  88-мм пушка KwK 43

3 × 7,92-мм MG-34 пулемета

Боекомплект 64 снаряда

5850 патронов

Мощность двигателя, л.с. 700
Максимальная скорость по шоссе, км/ч. 37
Максимальная скорость по пересеченной местности км/ч. 17
Запас хода по шоссе, км. 170
Запас хода по пересеченной местности, км. 120
Препятствия Подъем — 35°
Ширина рва — 2,5 м
Глубина брода — 1,6 м
Высота стенки — 0,85 м.

Для создания понадобилось:

84530 HobbyBoss 1/35 Немецкий танк Tiger King «Porsche»
Краски «ARMY PAINTER» и VAILEJO
фиксация пигментов — FX-01 Fixer WILDER
проливки «ARMY PAINTER»

Оставить ответ