Pz.Kpfw V «Panther» («Пантера»)

В 1937 г. нескольким компаниям поручили проектирование очередной, однако более тяжелой модели боевого танка. В отличие от других боевых машин дело двигалось медленно. Танки Pz Kpfw III и IV пока удовлетворяли командование вермахта, а потому оно на протяжении долгого времени не могло определиться с ТТТ к новому танку и меняло тех. задание несколько раз. Медлительность в проектировании исчезла сразу после нападения Германии на Советский Союз, когда немецкие танки на полях сражений встретились с КВ и Т-34. Уже через месяц компания Рейнметалл взялась за разработку мощного танкового орудия. По предложению Гудериана спец. комиссия начала изучать трофейные советские машины. 20 ноября 41-го года комиссия доложила о конструктивных особенностях танка Т-34, которые необходимо было реализовать в немецких танках: наклонное размещение броневых бронелистов, катки большого диаметра, которые обеспечивают устойчивость при движении и так далее. Министерство вооружений практически сразу поручило компаниям MAN и Даймлер-Бенц создать прототип танка VK3002, который по многим характеристикам напоминали советский танк: боевая масса — 35 тыс. кг., удельная мощность — 22 л.с./т, скорость — 55 км/ч, броня — 60 миллиметров, длинноствольная 75-миллиметровая пушка. Задание было условно названо «Panther» («Пантера»).

В мае 42-го года приемной комиссией (так называемой «Пантеркомиссией») были рассмотрены оба проекта. Фирмой Даймлер-Бенц был предложен образец, который даже внешне напоминал Т-34. Компоновка агрегатов копировалась полностью: ведущие колеса и моторно-трансмиссионное отделение располагались сзади. 8 катков большого диаметра размещались в шахматном порядке, были сблокированы по два и имели в качестве упругого элемента подвески листовые рессоры. Башню сдвинули вперед, бронелисты корпуса установили под большим углом. Даймлер-Бенц даже предложила установить дизельный мотор вместо бензинового, а также использовать гидравлическую систему управления.

Образец, представленный фирмой MAN, имел заднее расположение двигателя и переднее коробки переключения передач. Подвеска торсионная, двойная, индивидуальная, катки располагались в шахматном порядке. Между моторным отделением и отделением управления (трансмиссионным) находилось боевое отделение. Поэтому башню отодвинули к корме. В ней устанавливалась 75-миллиметровая пушка со стволом большой длинны (L/70, 5250 мм).

В сентябре 42-го года был готов в металле VK3002 и был подвергнут тщательным испытаниям. Танки установочной серии появились в ноябре. Поспешность, которую проявили при проектировании и пуске в производство, привела к большому количеству «детских» болезней в Pz Kpfw V. Масса танка превысила проектную на 8 тонн, потому уменьшилась и удельная мощность. 60-миллиметровая лобовая броня была явно слабой, лобовой пулемет отсутствовал. До выхода в январе 43-го года машин модификации D эти проблемы решили: толщину брони довели до 80 миллиметров, на лобовом листе в прорези установили пулемет. Сборочные линии для серийных машин наладили на заводах компаний Даймлер-Бенц, Демаг, Хеншель, MNH и других. И все же «Пантеры» в первые месяцы службы выходили из строя чаще от различных поломок, а не от воздействия противника.

Во второй половине 43-го года появились машины модификации А, получившие лобовой пулемет смонтированный в шаровой установке и новую командирскую башенку имеющую бронированные головки перископов. Машины модификации G, производились с 44-го г. и до окончания войны, имели другой угол наклона бортовых плит корпуса (вместо 50° – 60°), увеличенные массу и боекомплект.

Производство «Пантер» с самого начала обладало наивысшим приоритетом. Планировалось что в месяц будет строиться по 600 машин. Однако план ни разу не выполнили. Рекордного выпуска — 400 танков — достигли только в июле 44-го года. Для сравнения: уже в 42-м году в месяц выпускалось более тысячи Т-34. Всего было собрано 5976 Pz Kpfw V.

Во время перехода от модификации к модификации конструкторы стремились главным образом добиться максимальной эффективности оружия, а также обеспечить удобство для работы экипажа. Была специально разработана мощная 75-миллиметровая танковая пушка KwK42. Ее бронебойный снаряд пробивал 140-миллиметровый броневой лист, установленный вертикально, с расстояния в 1000 метров. Выбор сравнительно небольшого калибра обеспечивал высокую скорострельность и позволял увеличить боекомплект. Смотровые приборы и прицелы высокого качества. Это позволяло сражаться с противником на дистанциях 1,5—2 км. Башня, имеющая сплошной полик, приводилась в движение гидроприводом. Электроспуском увеличивалась меткость стрельбы. В распоряжении командира имелась башенка с 7-ю перископическими приборами наблюдения. Для установки зенитного пулемета на башенке имелось кольцо. Загазованность боевого отделения снижали при помощи специального устройства продувки ствола пушки сжатым воздухом и отсоса из гильзы газов. Кормовая часть башни имела люк для загрузки боеприпасов, смены ствола и аварийного выхода заряжающего. С левой стороны имелся круглый лючок, предназначенный для выброса стреляных гильз. Водитель управлял танком, используя штурвал.

Нагрузка на гусеницы более равномерно распределялась за счет шахматного расположения катков. Поврежденный танк можно было легко буксировать. Так как катков было много, появилась возможность их снабдить тонкой обрезинкой, которая при длительном движении не перегревалась. Сочетание такой ходовой части и торсионной индивидуальной подвески катков обеспечивало этой довольно тяжелой машине хорошую проходимость и плавность хода. Однако грязь в холодное время, набивалась между катками, замерзала и блокировала их. Во время отступления экипажи часто бросали свои исправные, однако, обездвиженные танки.
По мнению подавляющего большинства экспертов Pz Kpfw V – лучшая машина германских панцерваффе и один из сильнейших танков во Второй мировой войне. Он был опасным противником в танковых схватках. Ни американцы, ни англичане создать танк, равноценный «Пантере», не смогли.

Первый опыт боевого применения танков «Пантера» выявил как достоинства, так и недостатки танка. В числе преимуществ нового танка немецкие танкисты отмечали весьма надёжную защиту лба корпуса (на тот момент бывшую неуязвимой для всех танковых и противотанковых советских орудий), мощное орудие, позволявшее поражать все советские танки и САУ в лоб, и хорошие прицельные приспособления. Однако защита остальных проекций танка была весьма уязвима к огню 76-мм и 45-мм танковых и противотанковых орудий на основных дистанциях боя, также было зафиксировано несколько случаев пробития лобовой проекции башни 45-мм подкалиберными и 76-мм калиберными бронебойными снарядами.

После провала немецкого наступления на Курской дуге, оставшиеся «Пантеры» собрали в составе 52-го танкового батальона в составе дивизии «Великая Германия».
В ноябре 1943 года 60 танков было передислоцированы под Ленинград, где они были переданы в состав 9-й и 10-й авиаполевых дивизий (Luftfelddivisionen). Танки были врыты в землю и применялись в качестве долговременных огневых точек, 10 наиболее боеспособных машин продолжали оставаться на ходу как подвижный резерв. В этом же месяце на советско-германский фронт прибыло ещё два танковых батальона, оснащённых «Пантерами». В декабре все танки на ходу отдали в состав 3 танкового корпуса.
Всего за 1943 год на советско-германский фронт был направлен 841 танк «Пантера». По состоянию на 31 декабря 1943 года в боеспособном состоянии осталось 80 машин, ещё 137 танков нуждались в ремонте, а 624 «Пантеры» было уничтожено. В дальнейшем число «Пантер» на фронте постоянно росло, и к лету 1944 года число боеспособных танков достигло максимума — 522 машины.
Однако во время масштабного летнего наступления советских войск Германия снова понесла тяжёлые потери в бронетехнике, и для пополнения танковых войск было создано 14 танковых бригад, в каждой из которых было по батальону «Пантер». Но только 7 из этих бригад попали на Восточный фронт, остальные были отправлены в Нормандию для отражения начавшегося наступления союзных войск.
Всего с 1 декабря 1943 года по ноябрь 1944 года, на советско-германском фронте было уничтожено 2116 «Пантер».
Последним эпизодом массового использования немцами танков стал контрудар в Венгрии, в районе озера Балатон. Впоследствии снабжённые танками «Пантера» части вермахта и войск СС учавствовали в обороне Берлина и боях в Чехии.

При большом количестве положительных боевых качеств данная машина оставалась на этапе производства малотехнологичной, а при эксплуатации – сложной. По некоторым узлам имела низкую техническую надежность. Например, часто ломались торсионы, а их замена была весьма трудоемкой. Бортовые передачи и ведущие колеса быстро выходили из строя в связи с общей перегруженностью. До конца войны от этих недостатков так и не удалось полностью избавится.

Параметр Значение
Боевая масса, т. 44,8
Экипаж, чел. 5
Длина корпуса с пушкой, мм. 8660
Ширина, мм. 3270
Высота, мм. 2995
Броня (Лоб корпуса), мм. 80
Броня (Борт), мм. 50
Броня (лоб Башни), мм. 110
Броня (Корма), мм. 40
Броня (Крыша, днище), мм. 17-30
Вооружение одна 75-мм пушка
три 7,92-мм пулемет MG-34
Боекомплект 81 снаряд
4800 патронов
Мощность двигателя, л.с. 700
Максимальная скорость по шоссе, км/ч. 46
Запас хода по шоссе, км. 250

Для создания модели понадобилось:
35065 Tamiya 1:35 Средний танк Panther (Sd.kfz.171) Ausf.А с 75 мм пушкой и пулем.KWK42 (2 фигурами танкистов)
Краски «ARMY PAINTER» и VAILEJO
Пигменты WILDER и MIG
фиксация пигментов — Fixer WILDER
проливки «ARMY PAINTER»

Оставить ответ