Pz Kpfw IV Ausf H

Обходя условия Версальского мирного договора, по которому Германии запрещалось иметь бронетанковые войска, Вермахт все же получил первые три типа танков известной линейки: легкие Pz.Kpfw. I и Pz.Kpfw II, а так же средний Pz.Kpfw III, который и предназначался для борьбы с бронированными объектами противника. Но недостатки Pz.Kpfw III, связанные с недостаточными дальностью стрельбы и бронепробиваемостью его вооружения, требовали создания нового танка с более высокими огневыми характеристиками, который бы в бою смог выполнять функции танка огневой поддержки.
Во второй половине января 1934 года Управление вооружений военного ведомства Германии организовало и провело конкурс проектов боевой машины подобного класса, которая по массе не превышала бы 24 тонны. В апреле 1936 года танк получил свое окончательное название Panzerkampfwagen IV или Pz.Kpfw. За период серийного производства танка с 1937 по начало апреля 1945 года было выпущено более 8600 машин различных модификаций, что позволило среднему танку Pz.Kpfw. IV стать самым массовым в Вермахте.

Средний танк Pz.Kpfw. IV, как и его предшественник — Pz.Kpfw. III, был скомпонован по классической схеме немецкого танкостроения. Моторное отделение размещалось в задней части корпуса. В передней части корпуса находилось отделение управление, сопряженное с трансмиссионным, а боевое отделение распространялось на центральную часть корпуса и башню.
Экипаж танка Pz.Kpfw. IV состоял из пяти человек. Механик-водитель размещался ближе к передней части корпуса, а справа от него находился стрелок-радист, который вел огонь из лобового пулемета. Командир танка, заряжающий и наводчик находились в башне и средней части корпуса.
Для посадки в танк и высадки из него экипаж использовал два прямоугольных люка в верхней передней части корпуса (стрелок-радист и механик-водитель), круглый люк в крыше корпуса для командира и два прямоугольных двухстворчатых люка в левом и правом бортах башни, предназначенный соответственно для наводчика и заряжающего.

Бронирование среднего танка Pz.Kpfw. IV (в основном всех его модификаций) разрабатывалось по дифференцированному противопульному и противоснарядному принципу, что обеспечивало танку и его экипажу защиту, как от пуль различных калибров легкого стрелкового оружия, так и снарядов средних калибров в основных противоснарядных направлениях.
Башня среднего танка Pz.Kpfw. IV имела сложную многогранную форму и устанавливалась на продольную ось корпуса без смещения в подбашенную коробку. Стоит отметить, что на танках практически всех модификаций в левой части крыши основной башни монтировалась командирская башенка с вмонтированными в ней оптическими приборами для обзора местности командиром танка. В качестве основного вооружении немецкого среднего танка Pz.KpfW. IV использовали 75-миллиметровое нарезное орудие, модель которого изменялась в зависимости от модификации и периода выпуска танка.

Средние танки Pz.Kpfw IV в сентябре 1939 года, вторгшись в Польшу и не имея достойного противника в лице польских бронетанковых частей, внесли едва ли не решающий вклад в молниеносность Польской кампании. Практически аналогично боевым действиям в Польше, танки Pz.Kpfw. IV проявили себя и во Франции. Британские и французские танки, превосходившие Pz.Kpfw. IV практически по всем характеристикам, вследствие их неправильного и несистемного применения оказать должного сопротивления, за исключением редких эпизодов, не смогли. В Балканской кампании 1941 года танки Pz.Kpfw. IV вообще не имели соперников, поэтому прошли едва ли не парадным маршем через Югославию и Грецию без видимых потерь. Танки Pz.Kpfw. IV ранних модификаций широко так же применялись Африканским корпусом Роммеля в боевых действиях в Северной Африке, при этом зарекомендовав себя с достаточно хорошей стороны.

К началу июня 1941 года танки Pz.Kpfw. IV составляли всего-навсего 10% от всего танкового парка Вермахта, но правильное использование в Советской кампании при прорыве обороны и обходе оборонительных позиций РККА сделало их самым грозным оружием в первой половине войны. Ближе к зиме 1941 года начали проявляться и недостатки танка Pz.Kpfw. IV. Слабая проходимость в условиях болотистого или обледенелого грунта, а так же недостаточные бронирование и огневая мощь, которые начали наблюдаться при первых более или менее организованных действиях советских танков, подтолкнули немецких инженеров к модернизации существующих модификаций танка. Средний танк Pz.Kpfw. IV различных модификаций прошел всю Советскую кампанию от ее начала и до самого конца, приняв участие во всех без исключения ее сражениях.
Боевая масса танков 18,4 – 19 тонн, толщина брони до 30 миллиметров, максимальная скорость по шоссе — 40 км/ч, запас хода — 200 километров. В башне устанавливалась пушка калибра 75 мм длиной L/24 (24 калибра) и спаренный с ней пулемет. Еще один размещался справа в лобовом листе корпуса в шаровой установке. По конструкции и компоновке танк в основном повторял средний Pz Kpfw III.
По состоянию на 1 сентября 1939 года вермахт имел 211 танков Pz Kpfw IV. Танк во время польской кампании показал себя отлично, и его наряду со средним танком Pz Kpfw III утвердили как основной. Его массовое производство развернулось в октябре того же года. Уже в 40-м году было выпущено 278 шт. модификаций D и Е.

В танковых дивизиях Германии к моменту французского вторжения на Западном театре имелось около 280 танков Pz Kpfw IV. Эксплуатация в боевых условиях показала, что броневая защита недостаточная. В результате толщина листов лобовой части была доведена до 60 мм, бортов — до 40 мм, башни — до 50 мм. В результате, боевой вес модификаций Е и F которые выпускались в 40—41 годах увеличился до 22 тонн. Для сохранения удельного давления в приемлемых рамках, была незначительно увеличена ширина гусениц — до 400 миллиметров с 380.
Немецкие «четверки» проигрывали огневые поединки с танками KB и Т-34 советского производства из-за неадекватных характеристик вооружения. Начиная с весны 42-го года на Pz Kpfw IV начали устанавливать 75-миллиметровые длинноствольные пушки (L/43). Начальная скорость подкалиберного снаряда составляла 920 метров в секунду. Так появилась модификация «F2», которая по вооружению превосходила даже Т-34-76. Модификация G выпускалась в 1942-1943 гг., Н – с 43-го и J – с июня 44-го. Последние две модификации оказались самыми совершенными. Толщину лобовых броневых листов увеличили до 80 миллиметров. Мощность пушки увеличилась: длина ствола составляла 48 калибров. Вес увеличился до 25 тыс. кг. Ausf J на одной заправке могли двигаться по шоссе на расстояние до 320 километров. На всех танках с 1943 года стали обязательными 5-миллиметровые экраны, которые защищали борта и башню сзади и сбоку от пуль противотанковых ружей и кумулятивных снарядов.
Сварной корпус танка по конструкции был прост, хотя и не отличался рациональным наклоном бронелистов. Большое количество люков облегчало доступ к разным механизмам и агрегатам, но при этом снижало прочность корпуса. Средний танк Pz Kpfw IV себя зарекомендовал как легкоуправляемая и надежная машина. Однако ее проходимость, особенно у перетяжеленных танков последних выпусков, была довольно плохой. По броневой защите и вооружению он превосходил все подобные производимые в западных странах, кроме некоторых модификаций английских «Комет» и американских М4.

Параметр Значение
Боевая масса, т. 25
Экипаж, чел. 5
Длина корпуса с пушкой, мм. 7020
Ширина, мм. 2880
Высота, мм. 2680
Броня (Лоб корпуса), мм. 80
Броня (Борт), мм. 30
Броня (Лоб башни), мм. 50
Броня (Корма), мм. 20
Броня (Крыша, днище), мм. 10-16
Вооружение одна 75-мм пушка
три 7,92-мм пелемета
Боекомплект 87 снарядов
3150 патронов
Мощность двигателя, л.с. 300
Максимальная скорость по шоссе, км/ч. 38
Запас хода по шоссе, км. 320

Для создания модели понадобилось:
3620 Звезда 1/35 Немецкий средний танк T-IV (H)
Краски — эмаль «звезда»

Оставить ответ