Pz Kpfw IV Ausf E

Обходя условия Версальского мирного договора, по которому Германии запрещалось иметь бронетанковые войска, Вермахт все же получил первые три типа танков известной линейки: легкие Pz.Kpfw. I и Pz.Kpfw II, а так же средний Pz.Kpfw III, который и предназначался для борьбы с бронированными объектами противника. Но недостатки Pz.Kpfw III, связанные с недостаточными дальностью стрельбы и бронепробиваемостью его вооружения, требовали создания нового танка с более высокими огневыми характеристиками, который бы в бою смог выполнять функции танка огневой поддержки.
Во второй половине января 1934 года Управление вооружений военного ведомства Германии организовало и провело конкурс проектов боевой машины подобного класса, которая по массе не превышала бы 24 тонны. В апреле 1936 года танк получил свое окончательное название Panzerkampfwagen IV или Pz.Kpfw. За период серийного производства танка с 1937 по начало апреля 1945 года было выпущено более 8600 машин различных модификаций, что позволило среднему танку Pz.Kpfw. IV стать самым массовым в Вермахте.

Средний танк Pz.Kpfw. IV, как и его предшественник — Pz.Kpfw. III, был скомпонован по классической схеме немецкого танкостроения. Моторное отделение размещалось в задней части корпуса. В передней части корпуса находилось отделение управление, сопряженное с трансмиссионным, а боевое отделение распространялось на центральную часть корпуса и башню.
Экипаж танка Pz.Kpfw. IV состоял из пяти человек. Механик-водитель размещался ближе к передней части корпуса, а справа от него находился стрелок-радист, который вел огонь из лобового пулемета. Командир танка, заряжающий и наводчик находились в башне и средней части корпуса.
Для посадки в танк и высадки из него экипаж использовал два прямоугольных люка в верхней передней части корпуса (стрелок-радист и механик-водитель), круглый люк в крыше корпуса для командира и два прямоугольных двухстворчатых люка в левом и правом бортах башни, предназначенный соответственно для наводчика и заряжающего.

Бронирование среднего танка Pz.Kpfw. IV (в основном всех его модификаций) разрабатывалось по дифференцированному противопульному и противоснарядному принципу, что обеспечивало танку и его экипажу защиту, как от пуль различных калибров легкого стрелкового оружия, так и снарядов средних калибров в основных противоснарядных направлениях.
Башня среднего танка Pz.Kpfw. IV имела сложную многогранную форму и устанавливалась на продольную ось корпуса без смещения в подбашенную коробку. Стоит отметить, что на танках практически всех модификаций в левой части крыши основной башни монтировалась командирская башенка с вмонтированными в ней оптическими приборами для обзора местности командиром танка. В качестве основного вооружении немецкого среднего танка Pz.KpfW. IV использовали 75-миллиметровое нарезное орудие, модель которого изменялась в зависимости от модификации и периода выпуска танка.

Средние танки Pz.Kpfw IV в сентябре 1939 года, вторгшись в Польшу и не имея достойного противника в лице польских бронетанковых частей, внесли едва ли не решающий вклад в молниеносность Польской кампании. Практически аналогично боевым действиям в Польше, танки Pz.Kpfw. IV проявили себя и во Франции. Британские и французские танки, превосходившие Pz.Kpfw. IV практически по всем характеристикам, вследствие их неправильного и несистемного применения оказать должного сопротивления, за исключением редких эпизодов, не смогли. В Балканской кампании 1941 года танки Pz.Kpfw. IV вообще не имели соперников, поэтому прошли едва ли не парадным маршем через Югославию и Грецию без видимых потерь. Танки Pz.Kpfw. IV ранних модификаций широко так же применялись Африканским корпусом Роммеля в боевых действиях в Северной Африке, при этом зарекомендовав себя с достаточно хорошей стороны.

К началу июня 1941 года танки Pz.Kpfw. IV составляли всего-навсего 10% от всего танкового парка Вермахта, но правильное использование в Советской кампании при прорыве обороны и обходе оборонительных позиций РККА сделало их самым грозным оружием в первой половине войны. Ближе к зиме 1941 года начали проявляться и недостатки танка Pz.Kpfw. IV. Слабая проходимость в условиях болотистого или обледенелого грунта, а так же недостаточные бронирование и огневая мощь, которые начали наблюдаться при первых более или менее организованных действиях советских танков, подтолкнули немецких инженеров к модернизации существующих модификаций танка. Средний танк Pz.Kpfw. IV различных модификаций прошел всю Советскую кампанию от ее начала и до самого конца, приняв участие во всех без исключения ее сражениях.
Боевая масса танков 18,4 – 19 тонн, толщина брони до 30 миллиметров, максимальная скорость по шоссе — 40 км/ч, запас хода — 200 километров. В башне устанавливалась пушка калибра 75 мм длиной L/24 (24 калибра) и спаренный с ней пулемет. Еще один размещался справа в лобовом листе корпуса в шаровой установке. По конструкции и компоновке танк в основном повторял средний Pz Kpfw III.
По состоянию на 1 сентября 1939 года вермахт имел 211 танков Pz Kpfw IV. Танк во время польской кампании показал себя отлично, и его наряду со средним танком Pz Kpfw III утвердили как основной. Его массовое производство развернулось в октябре того же года. Уже в 40-м году было выпущено 278 шт. модификаций D и Е.

В танковых дивизиях Германии к моменту французского вторжения на Западном театре имелось около 280 танков Pz Kpfw IV. Эксплуатация в боевых условиях показала, что броневая защита недостаточная. В результате толщина листов лобовой части была доведена до 60 мм, бортов — до 40 мм, башни — до 50 мм. В результате, боевой вес модификаций Е и F которые выпускались в 40—41 годах увеличился до 22 тонн. Для сохранения удельного давления в приемлемых рамках, была незначительно увеличена ширина гусениц — до 400 миллиметров с 380.
Немецкие «четверки» проигрывали огневые поединки с танками KB и Т-34 советского производства из-за неадекватных характеристик вооружения. Начиная с весны 42-го года на Pz Kpfw IV начали устанавливать 75-миллиметровые длинноствольные пушки (L/43). Начальная скорость подкалиберного снаряда составляла 920 метров в секунду. Так появилась модификация «F2», которая по вооружению превосходила даже Т-34-76. Модификация G выпускалась в 1942-1943 гг., Н – с 43-го и J – с июня 44-го. Последние две модификации оказались самыми совершенными. Толщину лобовых броневых листов увеличили до 80 миллиметров. Мощность пушки увеличилась: длина ствола составляла 48 калибров. Вес увеличился до 25 тыс. кг. Ausf J на одной заправке могли двигаться по шоссе на расстояние до 320 километров. На всех танках с 1943 года стали обязательными 5-миллиметровые экраны, которые защищали борта и башню сзади и сбоку от пуль противотанковых ружей и кумулятивных снарядов.
Сварной корпус танка по конструкции был прост, хотя и не отличался рациональным наклоном бронелистов. Большое количество люков облегчало доступ к разным механизмам и агрегатам, но при этом снижало прочность корпуса. Средний танк Pz Kpfw IV себя зарекомендовал как легкоуправляемая и надежная машина. Однако ее проходимость, особенно у перетяжеленных танков последних выпусков, была довольно плохой. По броневой защите и вооружению он превосходил все подобные производимые в западных странах, кроме некоторых модификаций английских «Комет» и американских М4.

Параметр Значение
Боевая масса, т. 22
Экипаж, чел. 5
Длина корпуса, мм. 5920
Ширина, мм. 2840
Высота, мм. 2680
Броня (Лоб корпуса), мм. 30
Броня (Борт), мм. 20
Броня (Лоб башни), мм. 30
Броня (Корма), мм. 20
Броня (Крыша, днище), мм. 10-12
Вооружение одна 75-мм пушка
два 7,92-мм пелемета
Боекомплект 80 снарядов
2700 патронов
Мощность двигателя, л.с. 300
Максимальная скорость по шоссе, км/ч. 40
Запас хода по шоссе, км. 200

Для создания модели понадобилось:
35096 Tamiya 1/35 Немецкий танк Pzkpw IV Ausf.E 1939г. (с укороченной пушкой) и 3 фигурами танкистов
Краски «ARMY PAINTER» и VAILEJO
Пигменты WILDER и MIG
фиксация пигментов — Fixer WILDER
проливки «ARMY PAINTER»

Оставить ответ