ЗСУ Flakpanzer IV «Kugelblitz» («Шаровая молния»)

Немецкий средний танк Panzerkampfwagen IV стал основой для военной техники нескольких типов, в том числе для целого семейства зенитных самоходных установок под общим названием Flakpanzer IV. Последним проектом семейства стала разработка ЗСУ Kugelblitz. В силу объективных причин эта техника стала не только последней машиной перспективной линейки, но и самым малочисленным ее представителем.Основой для «Шаровой молнии» должно было стать шасси танка Pz.Kpfw.IV одной из поздних модификаций (специально собранное или заимствованное у готовой боевой машины). В качестве боевого модуля предлагалось взять специальную башню MK 303 Doppelflak, разработанную фирмой Rheinmetall для монтажа на подводных лодках типа XXI в качестве замены для имеющихся артиллерийских установок. Новая башня с двумя малокалиберными орудиями по своим габаритам заметно отличалась от других подобных агрегатов, из-за чего ее установка на Pz.Kpfw.IV в исходной версии не представлялась возможной. Для этого авторам проекта пришлось переделывать крышу корпуса и оснащать ее новым погоном башни диаметром 1,9 м, заимствованным у тяжелого танка Pz.Kpfw.VI Tiger. Кроме того, внутри корпуса, на месте старого боевого отделения, требовалось разместить набор нового оборудования, укладки для боеприпасов и т.д. В итоговом виде боевой модуль перспективной ЗСУ представляла собой агрегат, который с определенными оговорками можно считать качающейся башней. Башня новой конструкции состояла из двух основных частей. Первая – конусообразный блок, опирающийся на погон корпуса. С его помощью вся башня должна была поворачиваться вокруг вертикальной оси и осуществлять горизонтальное наведение. В лобовой части конической детали предусматривались два вертикальных выреза, в которые при стрельбе с минимальными углами возвышения должны были входить кожухи пушек. В кормовой части высота детали увеличивалась для некоторого улучшения защиты башни. Второй элемент башни представлял собой качающийся агрегат сложной формы. Его лобовой лист был выполнен в виде секции цилиндра с горизонтальным расположением оси. В качестве основного оружия самоходки были предложены две автоматические пушки MK 103 калибра 30 мм, изначально создававшиеся для самолетов. Эти орудия следовало монтировать в лобовой части башни и оснащать системами ленточного питания для возможности длительной непрерывной стрельбы.

Скорострельность орудия зависела от типа применяемых боеприпасов. Так, при использовании бронебойных снарядов можно было делать до 420 выстрелов в минуту, тогда как осколочно-фугасные обеспечивали лишь 380. Максимальная скорость снаряда достигала 940 м/с. Боеприпасы подавались из специальных ящиков при помощи металлических лент. Конструкция орудийной установки позволяла одновременно вести огонь из двух пушек или стрелять только из одной. В укладках боевого отделения планировалось перевозить несколько лент со снарядами. Общий боекомплект двух пушек, по разным данным, достигал 1000 снарядов – по 500 на орудие. При темпе стрельбы порядка 400 выстрелов в минуту на орудие (в сумме до 800 выстрелов в минуту) возимого боекомплекта хватало не более чем на 70-90 с непрерывного огня. Предполагалось, что в боевой обстановке «Шаровая молния» будет работать совместно с подвозчиками боеприпасов и получать дополнительный боекомплект от них. В качестве дополнительного оружия предлагались пулемет MG34 и пистолет-пулемет MP38/40. Первый монтировался в лобовой установке корпуса, а второй следовало хранить в укладке и применять только при необходимости.

Экипаж ЗСУ Flakpanzer IV Kugelblitz должен был состоять из пяти человек. Механик-водитель и стрелок-радист располагались в отделении управления в передней части корпуса. Места командира, наводчика и заряжающего находились в башне. Наводчик и заряжающий должны были сидеть по бокам от пушек, а место командира находилось в корме башни.

В начале осени 1944 года завершилась разработка проекта, после чего началась сборка первого прототипа перспективной ЗСУ. В качестве основы для этой машины был взят строевой танк Pz.Kpfw.IV Aufs.H, прибывший в тыл для прохождения ремонта. Танк лишился башни и получил модернизированную крышу с более крупным погоном, а также был оборудован новым боевым отделением с оригинальной башней. Сборка опытной «Шаровой молнии» завершилась в ноябре и вскоре машина вышла на полигон для прохождения испытаний.Проверки показали, что применение новой башни никак не сказалось на подвижности бронемашины. Максимальная скорость осталась на уровне 38-40 км/ч, запас хода – 200 км. Башня так же показала себя с лучшей стороны. Примененное оружие и системы наведения обеспечивали атаку различных воздушных и наземных целей на дистанциях до 5-5,7 км, а скорострельность позволяла рассчитывать на большую вероятность поражения вражеской техники.

После недолгих испытаний, уже в ноябре 44-го, было принято решение о начале серийного производства новой техники. Самоходки Flakpanzer IV Kugelblitz должны были строиться на заводах Daimler-Benz и Stahlindustrie. Производство следовало начать с пяти машин в ноябре, а с декабря выйти на темп в 30 машин в месяц. По разным данным, было построено не более 3-5 самоходок нового типа.  Изначально самоходка Kugelblitz предназначалась для использования преимущественно на Западном фронте, где удары авиации наносили особо ощутимый урон. По некоторым данным, часть башен без шасси, а также, как минимум, одна полноценная ЗСУ принимали участие в обороне Берлина, но были уничтожены наступающей Красной армией.

 

Для создания модели понадобилось:
6889 Dragon 1/35 Самоходка FLAKPANZER IV (3cm) ‘KUGELBLITZ’
Краски «ARMY PAINTER»; VAILEJO
проливки «ARMY PAINTER»

 

Оставить ответ