САУ Jagdtiger («Охотничий Тигр»)

В день празднования 55-летия Гитлера – 20 апреля 1944 года в серийное производство был запущен Panzerjäger Tiger Ausf. B (Sd.Kfz.186) – сверхтяжёлая немецкая САУ класса истребителей танков. Позже самоходка обрела своё более привычное и упрощенное название – Jagdtiger («Ягдтигр»). Фюрер, видевший в «Ягдтигре» очередной достойный и перспективный образец «чудо-оружия», намеревался придать серийному выпуску новейших сверхтяжёлых САУ широкий размах. Только к исходу 1944-го планировалось пополнить части Вермахта и Панцерваффе 150 САУ Jagdtiger, а к маю следующего – 1945-го выпустить ещё 100 полностью боеготовых самоходок. К величайшему разочарованию Гитлера запланированного серийного масштабного производства САУ Jagdtiger наладить не удалось. Причиной тому стали нарастающие перебои с поставками материалов запчастей и комплектующих, а также систематические разрушения заводских цехов «Нибелунгенверке» в результате массированных воздушных бомбардировок англо-американской авиацией. В силу названых причин первые серийные «Ягдтигры» в полной комплектации собрали только в августе 1944 года, а последние сверхтяжёлые САУ покинули сборочные цеха 15 апреля 1945 года. Всего было изготовлено 77 «Ягдтигров»

В дальнейшем все выпускаемые «Ягдтигры» поступали в 512-ый и 653-ий тяжелые батальоны истребителей танков. Согласно списочного состава, оба батальона по завершении формирования становились весьма грозной силой. По штату каждый тяжелый батальон истребителей танков состоял из трёх линейных рот – по 14 «Ягдтигров» в каждом и штабной группы (командования батальона), в которую входили 3 «Ягдтигра». Таким образом, в состав батальона входили 45 «Ягдтигров». Кроме того, каждому батальону выделялись 5 БРЭМ Bergepanther («Бергепантера»; Sd.Kfz.179), 14 полугусеничных бронетранспортёров Sd.Kfz. 251 и 148 автомобилей. Поскольку наибольший урон тяжёлой технике на Западном фронте наносила вражеская авиация, для отражения воздушных атак каждому тяжелому батальону истребителей танков планировалось придать 8 зенитных самоходных установок (ЗСУ) – 4 37-мм Flakpanzer IV «Ostwind» и 4 20-мм Flakpanzer IV «Wirbelwind».

11 февраля 1945 года 512-ый тяжёлый батальон истребителей танков направили на Западный фронт. Боевое крещение 2-ой роты состоялось 8 марта близ городка Зиген, а 10 марта в районе города Ремаген в бой вступила 1-ая рота. Примечательно, что многочисленные технические поломки мотора и ходовой части, как и невосполнимые потери преследовали s.Pz.Jg.Abt. 512 буквально с первых километров самостоятельного движения к линии фронта. Так, во время марша авиация союзников уничтожила два «Ягдтигра» прицельным бомбометанием, а из-за поломок и технических неисправностей в район Ремагена благополучно и своевременно добрались лишь 6 «Ягдтигров».
В ходе первых же оборонительных боёв превосходно зарекомендовало себя орудие «Ягдтигра» – 128-мм нарезная противотанковая пушка. Это всесокрушающее и пробивное орудие без труда расправлялось с американскими «Шерманами» даже с дистанции, превышающей 2,5 км. Выбрав удачную позицию (встав к противнику лбом и прикрыв низ корпуса земляным валом или частью разрушенного строения) «Ягдтигр» становился абсолютно неуязвимым для танков и САУ противника, расстреливая их безнаказанно с дальних дистанций. Именно таким образом гауптман Шерф уничтожил несколько «Шерманов», во время боёв за мост Людендорфа.

Во второй половине марта подразделения s.Pz.Jg.Abt. 512 вели бои в районе «Рурского котла», в котором оказались главные силы группы армий «Б». 11 апреля в состав 1-ой роты включили 4 самоходных штурмовых орудия StuG III и 3 средних танка Pz.Kpfw. IV. Это подразделение, названое «боевой группой Эрнст», получило задачу оборонять стратегически важную высоту Бисмарк, расположенную на берегу реки Рур. Именно в том бою «Ягдтигры» и проявили свои лучшие качества дальнобойной и отлично бронированной САУ. Сообща «Ягдтигры» и StuG III уничтожили 11 американских танков, а также ещё полсотни бронетранспортёров и грузовых машин. Примечательно, что несколько «Шерманов» 128-мм пушки «Ягдтигров» поразили с расстояния в 4 км! Союзникам удалось подбить лишь один «Ягдтигр», да и тот был уничтожен с воздуха ракетой, выпушенной истребителем Р-51 «Мустанг». В то же день – 11 апреля в районе города Унна 2-ая рота s.Pz.Jg.Abt. 512 уничтожила 15 американских танков. Ряд западных источников приписывает все подбитые «Шерманы» лично экипажу «Ягдтигра», которым командовал Кариус. Всего же, 2-ая рота в районе Рура уничтожила и подбила около 40 американских танков. Несмотря на эти локальные успехи, положение находившихся в «Рурском котле» германских частей, в том числе и s.Pz.Jg.Abt. 512, к середине апреля сделалось безнадёжным. Понимая это, Кариус и остатки личного состава его роты 15 апреля 1945 года сдались американцам в районе Эгерсте, предварительно подорвав несколько исправных «Ягдтигров».

6-ая танковая армия СС вплоть до 7 мая 1945 года оказывала сопротивление советским войскам на территории Восточной Австрии. 7 мая остатки 1-ой танковой дивизии СС «Лейбштандарт СС Адольф Гитлер» предприняли отчаянную попытку прорыва через демаркационную линию вдоль реки Энс в районе городка Шайбс, намереваясь попасть в зону, контролируемую американскими войсками. В числе прорывающихся на запад подразделений три «Ягдтигра». По одним донесениям немецкие сверхтяжёлые САУ во время встречного боя подбили четыре советских танка – 2 ИС-2 и 2 КВ-85, в других сводках упоминались три танка – ИС и 2 Т-34-85. После этого экипажи слили бензин, взорвали два «Ягдтигры» и уже в пешем порядке добрались до американской зоны оккупации, где и сдались в плен.Огонь советской артиллерии повредил ходовую часть третьего «Ягдтигра» на улице городка Вайдхофен-ан-дер-Ибс. Именно эта обездвиженная и затем захваченная САУ является экспонатом Центрального музея бронетанкового вооружения и техники в Кубинке.

«Ягдтигр» в противотанковых возможностях превосходил все танки и САУ и антигитлеровской коалиции, и Третьего рейха. Как минимум до 1948 года в мире не имелось танка, который мог бы выдержать выстрел этой машины даже в лоб. Пушка PaK 44 с длиной ствола в 55 калибров, созданная на базе зенитки, позволяла поражать любой танк на всех разумных дистанциях боя. Вместе с тем, самоходка обладала целым набором существенных недостатков, самыми важными из которых были следующие:

1) Ходовая часть «Ягдтигра» была крайне перегруженной, что привело к очень низкой надёжности машины. По этой причине в конструкцию САУ штатно входили два стационарных подрывных заряда для её уничтожения в случае технической неисправности. Один заряд размещался под двигателем, второй — под казёнником пушки.
2) Мощность двигателя в 700 л. с. для машины массой 70 тонн была явно недостаточной. Следствием этого была плохая подвижность САУ, что уменьшало преимущества мощнейшего лобового бронирования и вооружения.
3) Дороговизна и нетехнологичность производства.
4) САУ была крайне тяжела, вязла на мягком грунте (распаханной пашне) и не могла проехать по ряду мостов из-за большой массы.

В результате число выпущенных машин было невелико, и они не оказали сколько-нибудь значительного влияния на исход боевых действий.

 

Параметр Значение
Боевая масса, т. 69,9
Экипаж, чел. 6
Длина (длина с пушкой), мм. 7380 (10654)
Ширина, мм. 3625
Высота, мм. 2945
Броня (Борт корпуса), мм. 80
Броня (Лоб рубки), мм. 250
Броня (Корма), мм. 80
Броня (Крыша), мм. 40
Вооружение одно 128-мм орудие Pak 44 L/55
Вооружение два 7,92-мм пулемета MG-34
Боекомплект 40 снарядов
2500 патронов
Мощность двигателя, л.с. 700
Максимальная скорость по шоссе (по проселку), км/ч. 41,5 (15,5)
Запас хода по шоссе (по проселку), км. 170 (70)
Преодолеваемые препятствия Подъем — 35°
Ширина рва — 2,5 м
Глубина брода — 1,75 м
Высота стенки — 0,85 м.

 

Для создания модели понадобилось:

35295 Tamiya 1/35 Немецкий Jagdtiger (ранняя версия), фототравление, 2 варианта траков, 2 фигуры
Краски «ARMY PAINTER»; VAILEJO
проливки «ARMY PAINTER»

Оставить ответ