САУ «Dicker Max» («Толстый Макс»)

Рост напряжённости в Европе в конце 30-х годов заставил многие страны ускорить разработку новых типов бронетанкового вооружения. В полной мере это относилось это и к главному генератору напряжённости — Германии. Войну там считали неизбежной и потому последовательно наращивали наступательную мощь своей армии. Между тем целый ряд европейских стран — в том числе Франция, Чехословакия, Бельгия — сосредоточили усилия на наращивании своего оборонительного потенциала. Одной из его составляющих были фортификационные сооружения. Широко известная линия Мажино являлась лишь самой «раскрученной» среди них. Чехословакия с 1936 года приступила к возведению оборонительных сооружений, известных как линия Бенеша. Она включала в себя впечатляющие две с половиной сотни капитальных дотов и почти 10 тысяч лёгких оборонительных сооружений. Ещё более внушительной была бельгийская линия Диль. Одним словом, лёгкой прогулкой будущий блицкриг не выглядел — по крайней мере, в теории.

Немцы тоже не сидели сложа руки. В 1938 году немецкая армия переквалифицировала 88-мм зенитные пушки Flak 18 в орудия двойного назначения. Теперь их планировалось использовались также против укреплений и тяжёлых танков. Спешно формировались специальные части для борьбы с вражескими оборонительными сооружениями. При этом всё более очевидным становилось то, что одних лишь буксируемых орудий со щитовым прикрытием для этих целей будет недостаточно. Вполне логичным решением стал запуск программы по разработке специального самоходного орудия. Немецкая пушка Flak 18 была мощным, но далеко не самым лучшим претендентом на роль вооружения «истребителя дотов». Гораздо более подходящей для этих целей являлась 105-мм полевая пушка 10.5 cm schwere Kanone 18. Это орудие, которое использовало лафет 149-мм гаубицы sFH 18, имело длину ствола 52 калибра и по многим характеристикам значительно превосходило Flak 18.

Именно это орудие немецкие конструкторы выбрали в качестве вооружения для перспективной самоходной установки. Ещё на стадии проектирования стало понятно, что артиллерийскую систему придётся переделывать. Дело в том, что большого выбора шасси для такой немаленькой пушки не имелось, а требования к внутренней компоновке предполагались весьма жёсткие. По этой причине ствол орудия претерпел значительные метаморфозы. Для начала его оснастили массивным двухкамерным дульным тормозом. Вылетающие вбок при стрельбе пороховые газы поднимали кучу пыли и демаскировали самоходную установку. С другой стороны, длина отката ствола значительно уменьшилась, а сам ствол теперь стал составным.

Свой окончательный внешний вид самоходная установка, к тому моменту получившая обозначение Pz.Sfl.IV (10 cm), то есть «бронированный самоходный лафет IV со 105-мм пушкой», стала обретать к концу лета 1939 года. До этого времени конструкторы вели упорную борьбу за снижение боевой массы машины. В её ходе инженеры концерна оказались в жёсткой оппозиции 6-му отделу управления вооружения в вопросе выбора типа подвески. Как показали расчёты, рессорная подвеска Pz.Kpfw.IV была легче торсионной на 430 килограммов. Это и стало решающим фактором для выбора, поскольку способствовало стремлению удержать боевую массу машины на уровне 20 тонн.

Спрос на новую машину со стороны вермахта оказался довольно высоким. Согласно данным на 25 апреля 1940 года, общий объём заказа на Pz.Sfl.IV (10 cm) предполагал выпуск ста машин. Планировалось, что первые опытные образцы будут готовы в мае, но затем срок постоянно сдвигался. В конце концов две самоходные установки были изготовлены на Grusonwerk только в январе 1941 года. К тому моменту острая необходимость в «истребителях дотов» отпала сама собой: Бельгия продержалась меньше трёх недель, а Франция — меньше полутора месяцев. Вместо дотов немецкой артиллерии пришлось стрелять по подвижным объектам. К январю 1941 года основной целью для Pz.Sfl.IV (10 cm) стали именно тяжёлые танки. А с запуском САУ в крупную серию немецкое военное руководство решило повременить.

Большая работа по оптимизации внутреннего пространства дала свои плоды: в рубке Pz.Sfl.IV (10 cm) было вполне просторно. Высота боевого отделения достигала 1850 мм, так что внутри можно было без проблем работать в полный рост. Вместе с тем боезапас оказался невелик и составлял всего 26 выстрелов. Доступ в боевое отделение осуществлялся через два относительно небольших люка в корме. Весьма своеобразно поступили конструкторы Krupp и с размещением механика-водителя. Для него сделали отдельную рубку, в которую тот попадал через верхний люк. Доступа в боевое отделение механик-водитель не имел. Интересно, что с правой стороны находилась фальшивая рубка, имевшая даже имитацию смотрового прибора. Главная проблема самоходной установки заключалась в том, что её двигатель был на треть слабее танкового. Ещё одной существенной проблемой было обслуживание этого самого двигателя. Без предварительного снятия пушки демонтаж мотора был попросту невозможен. Чтобы хоть как-то облегчить работу экипажа, центральный лист крыши рубки конструкторы сделали съёмным.

31 марта 1941 года самоходные установки показали Гитлеру. Осмотрев их, он дал указание направить Pz.Sfl.IV (10 cm) в войска и решить вопрос о серийном производстве по итогам их применения. Уже в самых первых боях командование батальона обратило внимание на слабоватый для такой машины двигатель, что особенно ощущалось на пересечённой местности и просёлках. За медлительность самоходная установка получила прозвище Dicker Max («Толстый Макс»), под которым она сейчас широко известна. Когда именно появилось это прозвище, неизвестно, возможно, что уже в 1942 году. Ещё одной серьёзной проблемой оказался маленький боекомплект. Судя по фронтовым фотографиям, её решали перевозкой дополнительных выстрелов в снарядных ящиках.

К слову, с боекомплектом напрямую связана потеря в конце июня 1941 года одной из машин, причём при весьма странных обстоятельствах. Согласно отчёту 521-го самоходного противотанкового батальона, на марше по шоссе в районе Слуцка в машине произошёл пожар. Стояла жаркая погода, которая вместе с теплом от двигателя стала причиной возгорания одного из снарядов. По крайней мере так выглядит официальная причина происшествия.Как только показались языки пламени, команда немедленно покинула Pz.Sfl.IVa, а сама машина продолжала ещё некоторое время ехать. Затем раздался первый взрыв, после которого сдетонировал уже весь боекомплект. Боевое отделение самоходки оказалось полностью разрушенным, машину списали.

Незадолго до начала операции «Барбаросса» обе самоходные установки поступили на вооружение 521-го самоходного противотанкового батальона. Это была старейшая и наиболее опытная немецкая часть, оснащённая самоходными истребителями танков. Оставшаяся самоходная установка провоевала как минимум до конца сентября 1941 года. В это время 521-й батальон продолжал поддерживать наступление 3-й танковой дивизии. В ходе боя в районе деревни Асколки (ныне Осколково) Брянской области Pz.Sfl.IVa вёл обстрел советской колонны, двигавшейся по дороге на расстоянии 3 километра. Немецкому экипажу удалось подбить 4 машины, из которых как минимум одна была танком Т-34. Следующий советский танк был уничтожен 29 августа со 100 метров. Ещё один, определённый как КВ-1, был подбит с дистанции в километр возле деревни Девищи. Ночью советским танкистам удалось этот танк эвакуировать. На следующий день был подбит ещё один КВ-1, сопровождавшие его два танка Т-26 скрылись в лесу. Эта подбитая машина также была эвакуирована. По результатам этих боёв был сделан вывод, что открывать огонь на дистанции свыше километра не стоит. Осталось непонятным, удавалось пробить советские тяжёлые машины на таком большом расстоянии или нет. В общей сложности за 1941 год экипаж Pz.Sfl.IVa уничтожил или подбил 7 танков.

Прошедшую капитальный ремонт машину отправили в Ютеборг, где находился на переформировании 521-й самоходный противотанковый батальон. Там машина оказалась в компании ещё более тяжёлых собратьев — 128-мм истребителей танков Pz.Sfl.V, также изначально создававшихся в качестве истребителей дотов. Согласно организационной структуре батальона, 15 мая 1942 года эти машины были включены в состав отдельного противотанкового взвода. В июне 1942 года батальон снова отправился на Восточный фронт, где попал в состав 17-го армейского корпуса, который, в свою очередь, действовал в составе 6-й армии. Для 10.5 cm K (gp.Sfl.) тут же нашлась работа. Совместно с двумя САУ «Штурер Эмиль», самоходная установка стала одним из основных средств борьбы с советскими танками. Ещё до начала наступления силами тяжёлых САУ было подбито 15 машин. Уже к осени 1942 года на ее стволе  красовались еще 12 новых победных отметок.

Решение об отказе пускать в производство 105-мм истребители танков смело можно считать ошибочным. На деле в начальный период войны это была самая мощная немецкая самоходная противотанковая установка, способная бороться с любыми советскими танками. Пусти её немцы в серийное производство, она могла наделать Красной армии очень много бед. Несмотря на столь неоднозначную судьбу, разработку 10.5 cm K (gp.Sfl.) нельзя назвать бесполезной для немцев. 27 подбитых или уничтоженных танков наглядно демонстрируют боевой потенциал этой самоходной установки.

Для создания модели понадобилось:

00348 Trumpeter 1/35 German Pz.Sfl. IVA “Dicker Max”
Краски «ARMY PAINTER» и VAILEJO
Пигменты WILDER и MIG
фиксация пигментов — Fixer WILDER
проливки «ARMY PAINTER»

Оставить ответ