Pz.Kpfw.I Ausf.B Panzerjager I

К октябрю 1938 года, когда Германия открыто заявила о своих территориальных притязаниях, наличие в боевых частях легких танков (а по сути, танкеток с башнями) Pz.Kpfw.I рассматривалось как вынужденная мера. Вермахт пытался как можно скорее вывести эти слабо бронированные боевые машины из частей первой линии, но выпуск новых танков Pz.III и Pz.IV проходил с большими задержками.
На момент объявления войны с Польшей в эксплуатации находилось около 1000 танков Pz.I, многие из которых использовались в качестве учебных. Чтобы продлить жизнь этой конструкции был найден вполне уместный выход – создать на танковом шасси самоходную установку. Решением этого вопроса занялась фирма Alkett.

После оккупации Чехии в руки немецкой армии попало несколько сотен противотанковых пушек калибра 37-мм и 47-мм. Очень хорошими показателями обладала как раз 47-мм пушка Skoda A5, которая в армии Чехословакии получила индекс 4.7 cm KPUV vz.38. Аббревиатура KPUV расшифровывалась как “kanon proti utocne vozbe” – то есть, противотанковая пушка. Это орудие обладало высокими показателями по бронепробиваемости. Так, бронебойный снаряд массой 1,65 кг имел начальную скорость порядка 775 м/с и на дистанции до 1500 метров мог пробивать вертикально установленный лист брони толщиной 40 мм. Фактически это означало, что в 1938-1939 гг. единственным серийным танком, броня которого могла выдержать обстрел из этого орудия, был французский FCM 2C (и то, лишь при обстреле лобовой части корпуса). Предполагалось оснастить самоходку лобовым бронещитом, то теперь предлагался вариант с неподвижной П-образной бронированной рубкой (частично сварной), открытой сверху и сзади. Толщина брони составляла 14,5 мм. Сектор обстрела оказался незначительным. Орудие получило сектор наведения в пределах 34° по горизонту, и от -8° до +12° в вертикальной плоскости. Штатное стрелковое вооружение отсутствовало и экипажу САУ, в случае атаки пехоты противника, приходилось рассчитывать только на личное оружие.

Боекомплект составил 86 выстрелов, причем в начале карьеры активно использовались штатные снаряды чехословацкого или австрийского производства. Как правило, соотношение бронебойных снарядов к осколочно-фугасным было 50/50, но в дальнейшем доля противотанковых боеприпасов несколько увеличилась.
В качестве базового варианта шасси была выбрана модификации Pz.Kpfw.I Ausf.B. В ней сохранялась схема с пятью опорными катками и четырьмя поддерживающими роликами на каждый борт. Ведущие колеса находились спереди, направляющие – сзади. Гусеница мелкозвенчатая, двухгребневая, шириной 280 мм.
Корпус самоходного орудия также полностью перешел от танка. Он имел сварную конструкцию и катаных листов хромоникелевой стали толщиной от 6 до 13 мм. В носовой части корпуса размещалась трансмиссия и отделение управления. Среднюю часть занимал боевой отсек, заднюю – моторное отделение. Машина оборудовалась штатной радиостанцией Fu 2 или Fu 5.
На САУ устанавливался 6-цилиндровый бензиновый двигатель Maybach NR38TR мощностью 100 л.с. и рабочим объёмом 3791 см.куб. Ёмкости двух бензобаков на 146 литров хватало на 140 км движения по твердому грунту или на 95 км по местности. Трансмиссия состояла из карданной передачи двухдискового главного фрикциона сухого трения, коробки передач, механизма поворота, бортовых фрикционов, передач и тормозов.

Первый прототип противотанкового самоходного орудия на шасси Pz.I фирма Alkett построила в январе 1940 г. и к июню в действующую армию поступило 120 САУ. Сейчас эта боевая машина более известна как Panzerjager I.

В наставлении о боевом применении экипажам самоходных орудий Panzerjager I предписывалось атаковать противника с флангов и с тыла, а в случае огневого превосходства вражеских танков использовать скорость и высокую подвижность своих машин для смены позиций. На марше, когда САУ находились в составе танковой дивизии, Panzerjager ставилась задача по прикрытию флангов и тыла колонны. Предусматривалось также, что в отдельных случаях допускается применение самоходок в боевых порядках пехоты. Кроме борьбы с бронетехникой противника Panzerjager I можно было использовать для разрушения долговременных полевых укреплений.

В боевых условиях Panzerjager I зарекомендовали себя весьма неплохо. С французскими средними танками, толщина бронирования которых не превышала 40-50 мм, пушка А5 справлялась на дистанциях 500, максимум – 600, метров. При ведении стрельбы по ходовой части танков или при обстреле амбразур ДОТов положительного эффекта удавалось достичь на дистанциях до 1000 метров.

В качестве недостатков отмечался плохой обзор, стесненность работы в боевом отделении, большую высоту машины и недостаточную защищенность экипажа САУ. В результате, использовать Panzerjager I в уличных боях или на открытой местности было крайне затруднительно. Особо указывалось, что часто практикуемое командирами самоходок выглядывание за край щита грозит фатальными последствиями.

Впервые по-настоящему “понюхать пороха” экипажам Panzerjager довелось в ходе начального этапа кампании на Восточном фронте. На 22 июня 1941 года вермахт располагал 11 батальонами противотанковых САУ на шасси Pz.I. Низкие потери в подразделениях укомплектованными самоходками Panzerjager объяснялись грамотным их применением. Чаще всего САУ действовали из засад, либо использовались при обороне из укрытий, что существенно снижало риск их уничтожения. Прямых столкновений с советскими танками немцы старались всячески избежать, ведь 45-мм орудия даже не самых новых Т-26 или БТ-5 свободно пробивали броню САУ с любой дистанции.

Встреча с новыми советскими танками тоже не стали большой неожиданностью для немцев. Каким бы ни был рациональным наклон лобовых и бортовых бронелистов “тридцатьчетверки” их прочность имела предел. Уже в июне 1941 года отмечались случаи, когда 45-мм бортовой лист пробивался из 37-мм ПТО, так что у пушек Skoda A5 было немало шансов одолеть броню советского среднего танка.

Параметр Значение
Боевая масса, т. 6,4
Экипаж, чел. 3
Длина, мм. 4420
Ширина, мм. 1850
Высота, мм. 2250
Броня (Борт корпуса), мм. 13
Броня (Лоб корпуса, башня), мм. 13
Броня (Корма), мм. 13
Броня (днище), мм. 6
Броня (Крыша), мм. 6
Вооружение одна 47-мм пушка
Боекомплект 86 снарядов
Мощность двигателя, л.с. 100
Максимальная скорость по шоссе, км/ч. 42
Запас хода по шоссе, км. 140
Препятствия Подъем — 30°
Ширина рва — 1,4 м
Глубина брода — 0.6 м
Высота стенки — 0,37 м.
Для создания модели понадобилось:
3537 «Звезда» Немецкая САУ Панцеръягер-1
Краски — эмаль «звезда»

Оставить ответ