«Jagdpanther» («Охотничья пантера»)

Немецкая САУ Sd.Kfz.173 Jagdpanzer V Jagdpanther, в нашей традиции именуемая как Ягдпантера, обладала феноменальной бронепробиваемостью. Много хлопот причини-ла она нашим танкистам и самоходчикам, для которых она стала самым опасным противником на завершающем этапе войны.

Напав на Советский Союз, немцы столкнулись с серьезным кризисом в противотанковой артиллерии: их основная 37-миллиметровая противотанковая пушка Рак 35/36 оказалась совершенно бессильной против КВ-1 и Т-34. Даже принятая на вооружение не-задолго да нападения на СССР 50-мм Рак 38 также не решала эту проблему, так как про-бивала броню наших танков лишь с близких дистанций. Более или менее с задачей справлялась лишь 75-мм пушка Рак 40, которая начала поступать в войска в феврале 1942 года и стала самым массовым германским противотанковым орудием периода второй мировой войны.

Единственным же орудием, гарантированно пробивающим нашу броню, в начале войны оказалась 88-мм зенитная пушка FlaK 18/36/37/41. Однако противотанковое применение зенитки было вынужденной мерой, и немецкие фирмы продолжали работы по созданию все более мощных артсистем, способных освободить эту зенитку от решения не-свойственных для нее задач борьбы с танками. Именно с этой целью фирма Krupp разработала орудие Great 42, которое было принято на вооружение как 8,8 cm Рак 43 – 88-мм противотанковая пушка образца 1943 года. Орудие имело ствол массой 3650 кг и длиной 6280 мм.

Одновременно с проектированием буксируемых артсистем 88-мм калибра шел процесс создания самоходных вариантов. Первоначально предполагалось создать 88-миллиметровую самоходку первоначально предполагалось на шасси Pz.IV, однако 3 августа 1942 года Управление вооружений приняло решение использовать для размещения 88-мм пушки Рак 43 шасси будущего танка Пантера.

20 октября 1943 года деревянный макет продемонстрировали Гитлеру на полигоне Арис в Восточной Пруссии, а 17 декабря первый прототип покинул заводской цех. Серийное производство началось в феврале 1944 года. В конце месяца по приказу фюрера ма-шина получила название Jagdpanther – Ягдпантера. Производственный план предусматривал ежемесячный выпуск 150 Ягдпантер. Однако до окончания войны фирма MIAG и при-соединившаяся к ней в декабре 1944 года MNH сумели изготовить только 384 машины. В лобовом листе корпуса в массивной литой маске типа Saukopf устанавливалась пушка 8,8 cm РАК 43/3 L/71 (либо РАК 43/4 L/71) калибра 88 мм.Длина ствола орудия вместе с двухкамерным дульным тормозом составляла 6686 мм, масса 2200 кг Угол горизонтально-го наведения пушки составлял ±11°, угол возвышения + 14°. склонения -8°. В боекомплект пушки входили 57 унитарных выстрелов с бронебойными, бронебойно-подкалиберными, осколочно-фугасными и кумулятивными снарядами. Начальная скорость бронебойного снаряда PzGr. 39/43 массой 10,16 кг (масса выстрела – 23,4 кг) составляла 1000 м/с. На дистанции 1000 м он пробивал 165-мм броню. Бронебойно-подкалиберный снаряд PzGr. 40/43 с вольфрамовым сердечником имел начальную скорость 1130 м/с и на той же дистанции пробивал 193-мм броню. Максимальная дальность стрельбы составляла 9350 м, а скорострельность доходила до 8 выстрелов в минуту.

Вспомогательное вооружение Ягдпантеры состояло из пулемета MG 34, размещенного справа от пушки в шаровой установке. Боекомплект пулемета составлял 1200 патро-нов. На Ягдпантере устанавливался 12-цилиндровый V-образный карбюраторный четырехтактный двигатель Maybach HL-230P30 мощностью 700 л.с.
Несмотря на относительно большой вес, «Ягдпантеру» нельзя было назвать мед-ленной или малоподвижной. Машина имела мощный 12-цилиндровый двигатель «Май-бах» HL230 мощностью 700 л. с и была довольно подвижна благодаря широким гусени-цам и подвеске. В результате машина имела довольно низкий показатель удельного давления на грунт, который был меньше, чем у гораздо более легкого и имеющего меньшие размеры штурмового орудия StuG III. По этой причине «Ягдпантера» была быстрее любо-го другого истребителя танков как на шоссе (максимальная скорость 45 км/ч), так и на бездорожье (максимальная скорость 24 км/ч).

САУ «Jagdpanthеr» V поступали на вооружение только тяжелых противотанковых дивизионов , состоявших из трех рот по 14 машин в каждой. Еще три истребителя при писывались штабу батальона. Руководство Вермахта распорядилось использовать новую технику исключительно для подавления танковых атак противника. Самоходки в составе тяжелого противотанкового дивизиона должны были обеспечить быстрым успех на решающих направленях. Поэтому не допускалось распыление этих САУ по отдельным частям. Использование истребителей танков «Jagdpanther» V в отдельных взводах допуска-лось лишь в некоторых случаях, например, при штурме укрепленных позиций противни-ка. Без крайней необходимости «Jagdpanther» V запрещалось также использовать в качестве неподвижных огневых точек или самоходных артиллерийских установок. После того как «Jagdpanther» V исполняли свои боевые задачи, их необходимо было немедленно от-вести в тыл для «техосмотра и ремонта».

Первые восемь машин получила 2-я рота 654-го тяжелого противотанкового диви-зиона. Их боевое крещение состоялось 30 июня 1944 года во Франции. Близ Ле Лёжа в Нормандии эскадрон 6-й английской танковой бригады наскочил на три Ягдпантеры 654-го дивизиона. Бой был предельно коротким. За две минуты Ягдпантеры уничтожили 11 Черчиллей. Вскоре новыми боевыми машинами перевооружили 519, 559, 560 и 655-й тя-желые противотанковые дивизионы, каждый из которых которых имел в своем составе одну роту, укомплектованную Ягдпантерами. Следует отметить, что в 1944 году на Восточном фронте Ягдпантеры не применялись. Но уже с февраля 1945-го на Восточном фронте в боях принимало участие пять дивизионов, каждый из которых имел в своем составе роту, состоящую из 14 Ягдпантер. В контрнаступлении немецких войск в Арденнах принимало участие, по крайней мере, 56 Ягдпантер в составе шести батальонов истребителей танков и около 12 в различных частях СС. Что касается последних, то больше всего Ягдпантер получили 2-я танковая дивизия СС Рейх, 9-я танковая дивизия СС Хоенштауфсн и 10-я танковая дивизия СС Фрундсберг. В составе последней воевало 42 Ягдпантеры. Они принимали участие и в боях за Будапешт, и вконтрнаступлении 6-й танковой ар-мии СС в районе озера Балатон. В начале апреля в боях на подступах к Вене приняли уча-стие и были подбиты последние 12 Ягдпантер этой дивизии. На 1 марта 1945 года на фронте имелось еще 202 Ягдпантеры, но в течение месяца, в условиях фактического прекращения производства, их количество быстро сократилось. К 28 апреля на Восточном фронте осталось 19 машин (из них 11 боеготовых), а на Западном 27 (5 боеготовых).

Параметр Значение
Боевая масса, т. 45,5
Экипаж, чел. 5
Длина корпуса(с пушкой), мм. 9870
Ширина, мм. 3270
Высота, мм. 2715
Броня (Лоб корпуса), мм. 80
Броня (Борт), мм. 40
Броня (Лоб рубки), мм. 80
Броня (Корма), мм. 40
Броня (Крыша, днище), мм. 25
Вооружение одна 88-мм пушка
один 7,92-мм пулемет MG-34
Боекомплект 57 снаряд
600 патронов
Мощность двигателя, л.с. 700
Максимальная скорость по шоссе, км/ч. 46
Запас хода по шоссе, км. 150
Препятствия Подъем — 30°
Ширина рва — 2,45 м
Глубина брода — 1,55 м
Высота стенки — 0,9 м.

Для создания модели понадобилось:
1/35 SD.KFZ. 173 JAGDPANTHER ITALERI PLASTIC MODEL TANK MILITARY 6275
Краски — эмаль «звезда»

Оставить ответ