Немецкая САУ Sd.Kfz.173 Jagdpanzer V Jagdpanther, в нашей традиции именуемая как Ягдпантера, обладала феноменальной бронепробиваемостью. Много хлопот причини-ла она нашим танкистам и самоходчикам, для которых она стала самым опасным противником на завершающем этапе войны.
Напав на Советский Союз, немцы столкнулись с серьезным кризисом в противотанковой артиллерии: их основная 37-миллиметровая противотанковая пушка Рак 35/36 оказалась совершенно бессильной против КВ-1 и Т-34. Даже принятая на вооружение не-задолго да нападения на СССР 50-мм Рак 38 также не решала эту проблему, так как про-бивала броню наших танков лишь с близких дистанций. Более или менее с задачей справлялась лишь 75-мм пушка Рак 40, которая начала поступать в войска в феврале 1942 года и стала самым массовым германским противотанковым орудием периода второй мировой войны.
Единственным же орудием, гарантированно пробивающим нашу броню, в начале войны оказалась 88-мм зенитная пушка FlaK 18/36/37/41. Однако противотанковое применение зенитки было вынужденной мерой, и немецкие фирмы продолжали работы по созданию все более мощных артсистем, способных освободить эту зенитку от решения не-свойственных для нее задач борьбы с танками. Именно с этой целью фирма Krupp разработала орудие Great 42, которое было принято на вооружение как 8,8 cm Рак 43 – 88-мм противотанковая пушка образца 1943 года. Орудие имело ствол массой 3650 кг и длиной 6280 мм.
Одновременно с проектированием буксируемых артсистем 88-мм калибра шел процесс создания самоходных вариантов. Первоначально предполагалось создать 88-миллиметровую самоходку первоначально предполагалось на шасси Pz.IV, однако 3 августа 1942 года Управление вооружений приняло решение использовать для размещения 88-мм пушки Рак 43 шасси будущего танка Пантера.
20 октября 1943 года деревянный макет продемонстрировали Гитлеру на полигоне Арис в Восточной Пруссии, а 17 декабря первый прототип покинул заводской цех. Серийное производство началось в феврале 1944 года. В конце месяца по приказу фюрера ма-шина получила название Jagdpanther – Ягдпантера. Производственный план предусматривал ежемесячный выпуск 150 Ягдпантер. Однако до окончания войны фирма MIAG и при-соединившаяся к ней в декабре 1944 года MNH сумели изготовить только 384 машины. В лобовом листе корпуса в массивной литой маске типа Saukopf устанавливалась пушка 8,8 cm РАК 43/3 L/71 (либо РАК 43/4 L/71) калибра 88 мм.Длина ствола орудия вместе с двухкамерным дульным тормозом составляла 6686 мм, масса 2200 кг Угол горизонтально-го наведения пушки составлял ±11°, угол возвышения + 14°. склонения -8°. В боекомплект пушки входили 57 унитарных выстрелов с бронебойными, бронебойно-подкалиберными, осколочно-фугасными и кумулятивными снарядами. Начальная скорость бронебойного снаряда PzGr. 39/43 массой 10,16 кг (масса выстрела – 23,4 кг) составляла 1000 м/с. На дистанции 1000 м он пробивал 165-мм броню. Бронебойно-подкалиберный снаряд PzGr. 40/43 с вольфрамовым сердечником имел начальную скорость 1130 м/с и на той же дистанции пробивал 193-мм броню. Максимальная дальность стрельбы составляла 9350 м, а скорострельность доходила до 8 выстрелов в минуту.
Вспомогательное вооружение Ягдпантеры состояло из пулемета MG 34, размещенного справа от пушки в шаровой установке. Боекомплект пулемета составлял 1200 патро-нов. На Ягдпантере устанавливался 12-цилиндровый V-образный карбюраторный четырехтактный двигатель Maybach HL-230P30 мощностью 700 л.с.
Несмотря на относительно большой вес, «Ягдпантеру» нельзя было назвать мед-ленной или малоподвижной. Машина имела мощный 12-цилиндровый двигатель «Май-бах» HL230 мощностью 700 л. с и была довольно подвижна благодаря широким гусени-цам и подвеске. В результате машина имела довольно низкий показатель удельного давления на грунт, который был меньше, чем у гораздо более легкого и имеющего меньшие размеры штурмового орудия StuG III. По этой причине «Ягдпантера» была быстрее любо-го другого истребителя танков как на шоссе (максимальная скорость 45 км/ч), так и на бездорожье (максимальная скорость 24 км/ч).
САУ «Jagdpanthеr» V поступали на вооружение только тяжелых противотанковых дивизионов , состоявших из трех рот по 14 машин в каждой. Еще три истребителя при писывались штабу батальона. Руководство Вермахта распорядилось использовать новую технику исключительно для подавления танковых атак противника. Самоходки в составе тяжелого противотанкового дивизиона должны были обеспечить быстрым успех на решающих направленях. Поэтому не допускалось распыление этих САУ по отдельным частям. Использование истребителей танков «Jagdpanther» V в отдельных взводах допуска-лось лишь в некоторых случаях, например, при штурме укрепленных позиций противни-ка. Без крайней необходимости «Jagdpanther» V запрещалось также использовать в качестве неподвижных огневых точек или самоходных артиллерийских установок. После того как «Jagdpanther» V исполняли свои боевые задачи, их необходимо было немедленно от-вести в тыл для «техосмотра и ремонта».
Первые восемь машин получила 2-я рота 654-го тяжелого противотанкового диви-зиона. Их боевое крещение состоялось 30 июня 1944 года во Франции. Близ Ле Лёжа в Нормандии эскадрон 6-й английской танковой бригады наскочил на три Ягдпантеры 654-го дивизиона. Бой был предельно коротким. За две минуты Ягдпантеры уничтожили 11 Черчиллей. Вскоре новыми боевыми машинами перевооружили 519, 559, 560 и 655-й тя-желые противотанковые дивизионы, каждый из которых которых имел в своем составе одну роту, укомплектованную Ягдпантерами. Следует отметить, что в 1944 году на Восточном фронте Ягдпантеры не применялись. Но уже с февраля 1945-го на Восточном фронте в боях принимало участие пять дивизионов, каждый из которых имел в своем составе роту, состоящую из 14 Ягдпантер. В контрнаступлении немецких войск в Арденнах принимало участие, по крайней мере, 56 Ягдпантер в составе шести батальонов истребителей танков и около 12 в различных частях СС. Что касается последних, то больше всего Ягдпантер получили 2-я танковая дивизия СС Рейх, 9-я танковая дивизия СС Хоенштауфсн и 10-я танковая дивизия СС Фрундсберг. В составе последней воевало 42 Ягдпантеры. Они принимали участие и в боях за Будапешт, и вконтрнаступлении 6-й танковой ар-мии СС в районе озера Балатон. В начале апреля в боях на подступах к Вене приняли уча-стие и были подбиты последние 12 Ягдпантер этой дивизии. На 1 марта 1945 года на фронте имелось еще 202 Ягдпантеры, но в течение месяца, в условиях фактического прекращения производства, их количество быстро сократилось. К 28 апреля на Восточном фронте осталось 19 машин (из них 11 боеготовых), а на Западном 27 (5 боеготовых).
Параметр | Значение |
Боевая масса, т. | 45,5 |
Экипаж, чел. | 5 |
Длина корпуса(с пушкой), мм. | 9870 |
Ширина, мм. | 3270 |
Высота, мм. | 2715 |
Броня (Лоб корпуса), мм. | 80 |
Броня (Борт), мм. | 40 |
Броня (Лоб рубки), мм. | 80 |
Броня (Корма), мм. | 40 |
Броня (Крыша, днище), мм. | 25 |
Вооружение | одна 88-мм пушка один 7,92-мм пулемет MG-34 |
Боекомплект | 57 снаряд 600 патронов |
Мощность двигателя, л.с. | 700 |
Максимальная скорость по шоссе, км/ч. | 46 |
Запас хода по шоссе, км. | 150 |
Препятствия | Подъем — 30° Ширина рва — 2,45 м Глубина брода — 1,55 м Высота стенки — 0,9 м. |
Для создания модели понадобилось:
1/35 SD.KFZ. 173 JAGDPANTHER ITALERI PLASTIC MODEL TANK MILITARY 6275
Краски — эмаль «звезда»