Flakpanzer 38(t) «Гепард»

В начале Второй Мировой войны в воздухе господствовали люфтваффе, но к 1943 году чаша весов явно склонилась в пользу авиации союзников. С этого времени основная ударная сила вермахта — танковые дивизии — стали испытывать постоянное давление со стороны самолётов противника. Хотя снаряды малокалиберных авиационных пушек не могли сравниться по бронепробиваемости с другим противотанковым оружием, за счёт обстрела с воздуха, их воздействию подвергалась верхняя часть танка, имеющая тонкую броню, и самолеты часто выводили из строя бронетехнику огнём только лишь огнем бортового стрелкового вооружения.

Танки были не только беззащитны перед угрозой с воздуха, но были, кроме того, ещё и слепы и глухи — оптические приборы танка могли обнаруживать самолеты только на уровне горизонта, а рёв собственного двигателя танка заглушал шум авиационных моторов.

В общем, именно в 1943 г. немцы весьма остро столкнулись с этой новой для себя проблемой, и начали интенсивно работать над проблемой адекватной противовоздушной обороны танковых дивизий, причем Гитлер лично следил за этими работами, присвоив им высший приоритет.

В состав танковых дивизий зенитные батареи входили с самого начала войны, однако буксируемые пушки не обладали той же подвижностью, что и танки, кроме того, буксируемые зенитки не могли прикрывать колонны на марше.

Чешский легкий танк Pz.Kpfw 38 (t) в этом плане представлялся удачной платформой для нового зенитного танка. Официально установка именовалась «2 cm Flак auf Selbstfahrlafette 38 (t)» или Sd.Kfz. 140, более известно наименование Flakpanzer 38 (t). Кодовое обозначение машины — «313», официальное название «Гепард» применялось редко.

Первоначальным планом предусматривалась постройка 150 зенитных танков Sd.Kfz. 140, вооружённых одной одной 20-мм зенитной пушкой , но ещё до завершения проектирования машины заказ уменьшили до 140 машин.

Первая установка покинула заводской цех в ноябре 1943 г., а до конца года заказчик получил 101 зенитный танк, оставшиеся 40 машин были поставлены в январе–феврале 1944 г.

Зенитный танк Flakpanzer 38 (t) стал последней установкой, разработанной на базе шасси Pz.Kpfw. 38 (t) Ausf. M. Бронекорпус и ходовая часть машины остались как на Sd.Kfz. 138, но самоходка собиралась на заклепках несмотря на то, что к концу 1943 г. завод ВММ старался больше применять сварку. Бронеколпак механика-водителя — литой, как на ранних истребителях танков и САУ.

Рубка зенитной установки сдвинута по сравнению с рубкой САУ или истребителя танков назад и имела меньшую высоту, верх — открытый; рубка образована бронелистами толщиной 10 мм. Бортовая и кормовые стенки рубки откидывались в горизонтальное положение. Подобная конфигурация боевого отделения позволяла вести огонь по наземным целям из установленной в нём 20-мм автоматической зенитной пушки Flak 38 при углах снижения до -5°.

Непосредственно перед пушкой были установлены две рамы, ограничивающие угол снижения при стрельбе вперед, это сделано для того, чтобы снаряды не поразили переднюю часть корпуса установки. За счёт более заднего расположения рубки стало возможным для упрощения технического обслуживания увеличить размеры съемных надмоторных панелей, в то же время доступ к радиатору резко усложнился, теперь чтобы до него добраться приходилось снимать несколько панелей в нижней части рубки.

Согласно техническому заданию, зенитная установка должна была иметь круговой обстрел. Вращающая пушка смонтирована на круглой тумбе, установленной передней части боевого отделения. Орудийная установка укомплектована щитом, гильзоприемником и сиденьем наводчика. Броня рубки защищает от пуль и осколков расчёт из четырёх человек: командир/радист, наводчик и два заряжающих, однако экипаж оставался уязвим от атак с воздуха. Радиооборудование состояло из одной радиостанции Fu 5.

Поставки зенитных танков Flakpanzer 38 (t) в войска начались в ноябре 1943 г. 16 декабря одну установку осмотрел Гитлер, немедленно отдавший указание принять зенитные танки на вооружение танковых дивизий в самые сжатые сроки. Формирование зенитных взводов началось с февраля 1944 г. на формирование одного взвода отводилось десять дней. Планировалось, что каждые десять будут формироваться по два взвода по двенадцать зенитных танков в каждом. Каждый взвод состоял из трёх отделений по четыре машины. Обычно две группы находилось в распоряжении штаба дивизии, оставшиеся зенитные танки предназначались для ПВО штабов танковых полков.

Большинство установок Flakpanzer 38(t) попало во Францию, во вновь сформированные 2-ю танковую, учебную танковую и 21-ю танковую дивизии, зенитные танки также поступили на вооружение элитных танковых дивизий СС таких, как 1-я дивизия СС «Лейбштандарт Адольф Гитлер», 2-я дивизия СС «Дас Рейх». 12-й дивизии СС «Гитлерюгенд» и 17-й дивизии СС «Гётц фон Берлихинген». На Восточном фронте по одному взводу Sd.Kfz. 140 получили 9-я танковая дивизия СС «Хохенштауфен» и 10-я танковая дивизия СС «Фрундсберг».

Часть зенитных взводов попала под массированный удар авиации союзников 6 июня 1944 г., в первый же день высадки союзников в Нормандии. В последующие два месяца танкисты-зенитчики пытались отражать удары союзной авиации, господствовавшей в небе Франции. Согласно рапортам к концу июля 1944 г. все дивизий в сумме потеряли 12 зенитных танков — немного, если учитывать масштабы и накал сражения.

С ростом поставок более эффективных машин ПВО на шасси танка Pz.Kpfw. IV, вооружённых четырьмя 20-мм или одной 37-мм автоматической пушкой, танки Sd.Kfz. 140 стали сниматься с вооружения частей первой линии. Тем не менее, в ряде дивизий машины Sd.Kfz. 140 оставались на вооружении до конца 1944 г.

Параметр Значение
Боевая масса, т. 9,8
Экипаж, чел. 4
Длина корпуса, мм. 4610
Ширина, мм. 2135
Высота, мм. 2252
Броня (Лоб корпуса), мм. 20
Броня (Борт), мм. 15
Броня (Корма), мм. 10
Броня (днище, крыша корпуса), мм. 8
Вооружение одна 20-мм пушка
Боекомплект 1040 снарядов
Мощность двигателя, л.с. 150
Максимальная скорость по шоссе, км/ч. 42
Запас хода по шоссе, км. 185
Препятствия Подъем — 30°
Ширина рва — 1,8 м
Глубина брода — 0,9 м
Высота стенки — 0,75 м.

 

Оставить ответ