FSM-36

FCM 36 оказался самым невезучим французским танком, созданным в межвоенный период. Прогрессивная по конструкции, эта машина стала первым танком с рациональным расположением брони, запущенным в серийное производство. В то время как другие французские танки делались методом сборки на болтах или при помощи клёпки, фирма из пригорода Тулона сделала свою машину сварной. Кроме того, FCM 36 оснащался дизельным двигателем. Увы, обстоятельства сложились так, что этому интересному танку была уготована тяжёлая судьба. Начало 30-х годов французская армия встретила в щекотливой ситуации. Номинально Франция обладала на тот момент самым большим в мире количеством танков. Фактически же дела с бронетехникой у французских военных обстояли значительно хуже, чем, например, у РККА летом 1941 года. Почти все многочисленные французские танки относились к морально устаревшим моделям. Основу бронетанковых сил всё ещё составляли Renault FT, на момент создания — лучшие в мире танки, но к началу 30-х слишком тихоходные и слабо бронированные. Французской армии требовался другой танк – массовый, недорогой и с хорошим бронированием.

Первоначально в 1934 в конкурсе по созданию танка учувствовало 14 компаний, но через год их количество сократилось до 7. Инициатором появления спецификации была компания Hotchkiss. Первой фирмой, откликнувшейся на заявленные требования, была Renault — её танк Renault ZM, позже превратившийся в Renault R 35, стал явным фаворитом. Что же касается фирмы Hotchkiss, всю эту кашу заварившей, то она ограничилась постройкой прототипа, а затем «перескочила» в конкурс на танк для кавалерии. Так появился Hotchkiss H 35. Почти все остальные участники не смогли продвинуться дольше протопипа. Значительно большего удалось достичь фирме Batignolles-Châtillon. Паровозостроители из Нанта к 1935 году смогли довести свою машину до стадии прототипа. В апреле того же года танк поступил на испытания. В то время как конкуренты использовали литьё или сварку, инженеры Batignolles-Châtillon единственными применили при сборке своего танка клёпку. Литьё было использовано при изготовлении башни. Из очевидных плюсов этого танка можно выделить хорошую обзорность (приборов наблюдения конструкторы явно не пожалели) и форму корпуса с рациональными углами наклона листов. Ходовая часть с 7 опорными катками, которые сблокировали в 3 тележки с горизонтальными пружинами, потенциально могла обеспечить неплохую плавность хода. Одним словом, получилась вполне адекватная машина, ничем не хуже конкурентов. Ахиллесовой пятой лёгкого танка Batignolles-Châtillon стала надёжность. В ходе испытаний, проходивших с 5 апреля по 24 июня 1935 года, танк преследовали технические неисправности. Больше всего проблем доставляла ходовая часть. Тем не менее, французским военным понравились форма корпуса и башни, а также дизельный двигатель, установленный в танке. Машина отправилась на доработку, вернувшись на испытания в январе 1936 года. К этому времени была полностью переделана ходовая часть. Впрочем, это не сильно помогло. Испытания, проходившие с января по август 1936 года, выявили всё те же проблемы.

К тому моменту Renault R 35 уже выбрали победителем конкурса. При этом на испытаниях хорошо себя показал ещё один танк, внешне сильно похожий на машину Batignolles-Châtillon. Фирма Forges et Chantiers de la Méditerranée к началу 30-х годов имела в активе богатый опыт танкостроения. Компания из пригорода Тулона могла похвастаться самым большим в мире серийным танком FCM 2C. Как и у машины Batignolles-Châtillon, корпус и башня танка FCM получили рациональные углы наклона, но при этом их соединяли не клёпками, а сваркой. В то время полностью сварные конструкции корпуса и башен имели единичные образцы танков. Ещё одной деталью, объединявшей танки этих конкурентов, был двигатель. На FCM для своего танка в качестве силовой установки также выбрали дизельный мотор. Первоначально это был 95-сильный ACRO фирмы Berliet, но он оказался слишком капризным и часто ломался. На втором прототипе его заменили на 105-сильный Ricardo той же фирмы. После повторных испытаний 26 мая 1935 года FCM получила заказ на 100 машин Char léger Modèle 1936 FCM. Производство FCM 36 разворачивалось медленно. Первую партию этих лёгких танков французская пехота получила лишь 2 мая 1938 года. Закончились поставки 13 марта 1939 года. Танк получился не только самым тяжёлым из «одноклассников», но и самым дорогим. Один FCM 36 стоил 450 тысяч франков, а Hotchkiss H 35 обходился всего в 200 тысяч. Несмотря на это, машиной пехотное командование заинтересовалось. Особенно в войсках понравилась башня, более удачная, чем APX R, которая ставилась на Renault R 35 и Hotchkiss H 35. В течение 1938–39 годов с FCM было заключено ещё два контракта на поставку в общей сложности 200 танков. Но выпустить их оказалось не суждено: весной 1939 года FCM была переориентирована на производство Char B1 Bis, коих в Тулоне успели выпустить 72 штуки. Это составило примерно пятую часть от всех произведённых Char B, которые были нужны армии куда больше, чем лёгкие танки. Как и другие французские танки, FCM 36 богато украшались различными маркировками. Для распознавания использовались символы карточных мастей разного цвета (синий для 1-й роты, белый для 2-й и красный для 3-й).

Немецкая 12-я армия генерала Листа 12 мая 1940 года форсировала реку Мёз и штурмовала Седан. Главной ударной силой Листа были 1-я, 2-я и 10-я танковые дивизии. Вечером 13 мая французские части, в состав которых входили и оба батальона на FCM 36, получили приказ наступать на север по направлению к Седану.  Поначалу французским танкистам сопутствовала удача. Танки 3-й роты быстро расправились с немецкой противотанковой пушкой. Далее жертвой FCM 36 из 1-й и 2-й рот стали несколько лёгких танков и бронемашин на подступах к Бюлсону. На этом везение закончилось. За передовыми подразделениями немцев шли основные силы 1-й танковой дивизии, большей частью состоявшие из средних танков Pz.Kpfw.III. Исход боя мог быть совсем иной, получи FCM 36 длинноствольные 37-мм пушки SA 38. Против танков с толщиной брони 20 мм и больше эта пушка была абсолютно бесполезной. Pz.Kpfw.III с бронёй 30 мм по периметру для FCM 36 оказался непробиваемым. По одному из немецких танков французами было выпущено 12 бронебойных снарядов без видимого эффекта. Быстро сообразив, что происходит, немецкие танкисты приблизились вплотную к французским машинам и начали их расстреливать в упор. С этих дистанций броня французских танков, рассчитанная на защиту от огня 25-мм автоматической пушки, становилась недостаточной. Вдобавок ко всему начала работать немецкая авиация, умудрившаяся накрыть не только французские, но и свои боевые машины. Из 13 танков роты, ушедших в бой, вернулось 4. Часть машин 1-й роты оказалась расстреляна на дороге у Шемери. Благодаря действиям французских танкистов удалось на сутки задержать продвижение немецких войск. Ценой этого относительного успеха стала потеря 29 из 45 танков.

Говорить о том, что FCM 36 никак себя не проявили, некорректно. Эти танки оказались не хуже Renault R 35, но и не лучше. Эффективность их действия соответствовала техническому заданию на разработку. Созданные для поддержки пехоты, FCM 36 оказались вынуждены бороться с гораздо более совершенными танками противника. Одной только решительности французских танкистов оказалось мало. К концу боевых действий в составе французской армии осталось всего 10 FCM 36.

 

Параметр Значение
Боевая масса, т. 12
Экипаж, чел. 2
Длина корпуса, мм. 4432
Ширина, мм. 2128
Высота, мм. 2179
Броня (Лоб корпуса), мм. 40
Броня (Борт), мм. 40
Броня (Лоб башни), мм. 40
Броня (Корма), мм. 20
Броня (Крыша, днище), мм. Крыша-20 Днище- 12
Вооружение одна 37-мм пушка SA18 L/21
один 7,5-мм пулемёт MAC  1931
Боекомплект 100 снарядов
2000 патронов
Мощность двигателя, л.с. 91
Максимальная скорость по шоссе, км/ч. 25
Запас хода по шоссе, км. 320

Для создания модели понадобилось:

35336 ICM 1/35 FCM 36, Французский легкий танк II МВ
Краски «ARMY PAINTER» и VAILEJO
Пигменты WILDER и MIG
фиксация пигментов — Fixer WILDER
проливки «ARMY PAINTER»

Оставить ответ