152-мм гаубица-пушка МЛ-20

Классические полевые гаубицы с коротким стволом были более мощными орудиями. В этом они превосходили МЛ-20. А классические дальнобойные длинноствольные пушки особой мощности превосходили МЛ-20 в дальности стрельбы. Теоретически получается, что новая система уступает обеим системам. На практике МЛ-20 находится как бы в нише между полевыми гаубицами и дальнобойными пушками особой мощности. И рассматривать этот факт необходимо с совершенно другой позиции.

В противостоянии с гаубицами эта система обладает несомненным преимуществом — дальностью стрельбы. А значит, в реальном бою способна наносить удары по гаубичным батареям противника без возможности ответного огня. Прекрасное контрбатарейное орудие! Сложнее с пушками особой мощности. Тут, при такой же тактике ведения боя, как против гаубиц, система явно проиграет. Но МЛ-20 более легкая и мобильная. А, следовательно, способна менять позиции гораздо быстрее, чем тяжелые орудия особой мощности.

При всех достоинствам, МЛ-20 имеем массу более 7 тонн. Но этот недостаток совершенно не существенный в виду того, что система проектировалась не для полкового или дивизионного звена. Это было корпусное орудие. Более того, МЛ-20 стало дуплексом со 122-мм пушкой А-19. Отличительной особенностью МЛ-20 является уникальное сочетание различных углов возвышения и начальных скоростей снаряда, которые задаются выбором одного из тринадцати метательных зарядов. В результате орудие могло использоваться и как гаубица, стреляющая по навесной траектории с относительно небольшой скоростью снаряда, и как пушка — по настильной траектории с высокой скоростью снаряда. Орудие оснащалось как телескопическим прицелом для стрельбы прямой наводкой, так и артиллерийской панорамой для стрельбы с закрытых позиций.

Для транспортировки МЛ-20 использовались тяжёлые гусеничные артиллерийские тягачи «Ворошиловец» и «Коминтерн», которые выпускались Харьковским паровозостроительным заводом. Трактор «Сталинец» тоже тащил вполне себе успешно. Время переводи из транспортного положения в боевое составляло 8-10 минут.

Впервые МЛ-20 была применена в ходе боев на реке Халхин-Гол. Орудие активно использовалось в советско-финской войне, где оно успешно применялось для разрушения ДОТов и ДЗОТов на линии Маннергейма. МЛ-20 участвовала во всех крупных операциях Великой Отечественной войны, сыграла важную роль в Курской битве, оказавшись одним из немногих орудий, способных эффективно бороться с новыми хорошо бронированными немецкими танками и САУ. Опыт фронтового применения МЛ-20 показал, что это было лучшее советское орудие для контрбатарейной стрельбы.

Как и любое значимое орудие РККА, МЛ-20 «посадили» на танковое шасси. Первыми образцами такого симбиоза стали СУ-152. Выпускались эти машины только в 1943 году. С февраля по декабрь 1943 года, если точнее. И представляли собой систему на базе танка КВ-1с. Таких СУ было выпущено 670 штук. В ноябре 1943 года было решено «пересадить» МЛ-20 на другое шасси, на базе танка ИС-1. Эта система известна как ИСУ-152. Выпускалась не только в период войны, но и после. Выпуск закончен в конце 1946 года, хотя поставки в войска производились даже в 1947 году. Всего выпущено 2790 машин.

 

Тактико-технические характеристики гаубицы-пушки МЛ-20

Параметр Значение
Масса пушки в боевом положении, кг 7270
Калибр ствола, мм 152
Длина ствола, мм/калибров 4240 / 27,8
Начальная скорость снаряда, м/сек 655
Длина, мм 8000
Ширина, мм 2345
Высота, мм 2270
Максимальная дальность стрельбы, м 20500
Скорострельность, выстрел/мин 3-4
Максимальная скорость буксировки, км./ч. 20
Горизонтальная наводка, град. 58
Вертикальная наводка, град. 0т -2 до +60
Расчет, чел. 9
Всего выпущено, шт. 6884

Оставить ответ