СССР. Учебный Парусный флот. 1981

Серия — 6 марок. В коллекции полная серия.

Надпись на марке — Четырехмачтовый барк «Товарищ». Барк — большое парусное судно с прямыми парусами на всех мачтах, кроме кормовой (бизань-мачты), несущей косое парусное вооружение

Спущен на воду в Великобритании в 1892 году. Экипаж 32 моряка и 120 курсантов. Первоначально носил имя «Лауристон». Водоизмещение 4750 тонн. Площадь парусов 3000 м2; скорость 14 узлов.  Длина 88 метров

В 1916 году правительство России приобрело его в качестве грузового судна, для доставки  грузов при строительстве железной дороги в Мурманске. В СССР служил в качестве учебного судна до начала второй мировой войны, пока не был потоплен германским флотом

Печать — офсет многоцветный
Размер марки — 42 х 30 мм
марка гашеная.
Тираж — 7 200 000
Номинальная цена — 4 коп. СССР

 

Надпись на марке — Баркентина «Вега-1». Баркентина — морское парусное судно, несет от трех до шести мачт с косыми парусами на всех мачтах кроме носовой фок-мачты, на которой расположены прямые паруса. Спущен на воду в 1902 году. Изначально корабль назвали «Таара» — в честь бога неба и грома в прибалтийско-финской мифологии. Водоизмещение 1100 тонн. Площадь парусов 1200 м2; скорость 13 узлов.  Длина 61 метр. Экапаж 38 моряков + 102 курсанта.

 

Печать — офсет многоцветный
Размер марки — 42 х 30 мм
марка гашеная.
Тираж — 6 500 000
Номинальная цена — 6 коп. СССР

 

Надпись на марке — Трехмачтовый барк «Товарищ-2». Барк — большое парусное судно с прямыми парусами на всех мачтах, кроме кормовой (бизань-мачты), несущей косое парусное вооружение

 

Спущен на воду в Германии в 1933 году, построен всего за 100 дней. Экипаж 60 моряка и 180 курсантов. Первоначально носил имя «Gorch Fock». Водоизмещение 1727 тонн. Площадь парусов 1862 м2; скорость 12 узлов.  Длина 82 метра. Третьим рейхом как учебное судно почти не использовался — служил главным образом плавучей канцелярией и общежитием для моряков в портах Свинемюнде и Киля. 30 апреля 1945 года, после обстрела корабля с берега советскими танками, корабль был по приказу немецкого командования подорван и затоплен. Над водой торчали только его мачты и часть кормы. Около тридцати пробоин зияли в его бортах.

В 1947 году парусник был поднят со дна моря и а 15 июня 1950 г. барк приняла советская команда. Свое имя судно получило в честь первого учебного парусника в СССР «Товарищ», затопленного фашистами у входа в порт г. Мариуполь.

За время своей службы под флагом СССР барк «Товарищ-2» неоднократно совершал длительные походы, наносил официальные визиты в другие государства, участвовал и побеждал в парусных регатах. Более 500 тысяч миль и порты 86 стран остались за кормой барка. На нем прошли практику более 15 тысяч курсантов из 12 стран мира.

Печать — офсет многоцветный
Размер марки — 42 х 30 мм
марка гашеная.
Тираж — 5 200 000
Номинальная цена — 15 коп. СССР

 

Надпись на марке — Четырехмачтовый барк «Крузенштерн». Барк — большое парусное судно с прямыми парусами на всех мачтах, кроме кормовой (бизань-мачты), несущей косое парусное вооружение

Спущен на воду в Германии в 1926 году. Экипаж 70 моряков и 120 курсантов. Название новый барк получил в честь итальянского города Падуя — «Padua».

В 1946 году парусник получил имя «Крузенштерн» и вошел в состав КБФ.. За годы под флагом Океанографического отряда «Крузенштерн» прошел около 240 тысяч морских миль, а практику на борту прошли более 9 тысяч курсантов, будущих моряков. Маршруты его рейсов простирались от Бермудов и Ямайки до Касабланки и Гибралтара. Длительность рейсов составляла, как правило, 3-4 месяца.

Водоизмещение 6400 тонн. Площадь парусов 3800 м2; скорость 14 узлов.  Длина 114,5 метров. На Кронштадтском заводе с 1958-го по 1961-й год были произведены уникальные капитальные переоборудования. Наконец, «Крузенштерн» получил самоходность — были встроены два главных дизельных двигателя мощностью 800 л.с. каждый и барк получил скорость 21 узел (паруса+машины).

В 1946 году парусник получил имя «Крузенштерн» и вошел в состав КБФ.. За годы под флагом Океанографического отряда «Крузенштерн» прошел около 240 тысяч морских миль, а практику на борту прошли более 9 тысяч курсантов, будущих моряков. Маршруты его рейсов простирались от Бермудов и Ямайки до Касабланки и Гибралтара. Длительность рейсов составляла, как правило, 3-4 месяца.

Печать — офсет многоцветный
Размер марки — 42 х 30 мм
марка гашеная.
Тираж — 4 700 000
Номинальная цена — 20 коп. СССР

 

Надпись на марке — Шхуна «Кодор».

В период с 1918 по 1944 год между РСФСР (затем — СССР) и Финляндией случилось четыре войны. Четвертый вооруженный конфликт 1941—1944 гг. является составной частью Великой Отечественной войны. По результатам переговоров о перемирии, состоявшихся в сентябре 1944 года в Москве, на Финляндию, помимо политических, территориальных и военных условий, налагалась контрибуция в размере 300 миллионов долларов золотом по курсу 1938 г. товарами в течение восьми лет. Цена одной унции золота на тот момент составляла 35 долларов. В пересчете на сегодняшний курс размер контрибуции составляет около 5 миллиардов долларов. В оплату контрибуции Финляндия поставляла в СССР бумагу, продукты целлюлозной промышленности, древесину, средства производства, технологии, паровозы. Также было заключено соглашение на постройку судов (ледоколы и парусные суда).

В счёт погашения репарационного долга в Финляндии было построено 102 деревянных парусника — 72 шхуны и 30 баркетин всего на сумму 66,2 миллиона долларов (около 30% от всей суммы репараций).

Шхуна «Кодор» была построена в Финляндии в 1947 г. по заказу Министерства морского флота СССР. Назвали корабль в честь реки Кодо́р в Абхазии. Экипаж 15 моряков и 50 курсантов. Водоизмещение 500 тонн. Площадь парусов 830 м2; скорость 10 узлов.  Длина 39,5 метров.

С курсантами на борту «Кодор» побывал в водах Атлантического океана и 11 морей. На борту шхуны прошли практику около трех тысяч курсантов морских учебных заведений, ставших впоследствии морскими специалистами высокой квалификации.

Питерский праздник » Алые паруса» — единственное в мире торжество, посвященное выпускникам школ. С 1971 по 1979 год роль гриновского галиота «Секрет» исполнял герой этого рассказа — трехмачтовая бермудская шхуна «Кодор».

Печать — офсет многоцветный
Размер марки — 42 х 30 мм
марка гашеная.
Тираж — 6 200 000
Номинальная цена — 10 коп. СССР

Надпись на марке — Четырехмачтовый барк «Седов». Барк — большое парусное судно с прямыми парусами на всех мачтах, кроме кормовой (бизань-мачты), несущей косое парусное вооружение.

Корабль был заложен в апреле 1920 г. Экипаж 54 моряка и 146 курсантов. Водоизмещение 6340 тонн. Площадь парусов 4190 м2; скорость 18 узлов.  Длина 117,5 метров.

После разгрома фашистской Германии и окончания второй мировой войны в соответствии с решениями Потсдамской конференции между союзниками был произведен раздел военного и вспомогательного германских флотов. Советский Союз в порядке компенсации за утраченные в ходе войны парусные суда получил четырехмачтовый барк «Падуя», ставший «Крузенштерном», барк «Горх Фок», его новое имя Товарищ-ІІ» и «Коммодор Енсен», переименованный в честь прославленного русского полярного исследователя Георгия Яковлевича Седова.

Всего с 1966 по 2016 год судно совершило около 100 учебных рейсов и неоднократно участвовало в международных регатах, во время которых парусник более 200 раз заходил в порты Европы, Америки, Африки. За это время «Седов» оставил за кормой более 500 тысяч морских миль, что равно путешествию от Земли до Луны и обратно. В 1957 году «Седов» был занесен в «Книгу рекордов Гиннеса» как как самое крупное из сохранившихся до наших дней парусных судов, и держал это звание до 2000 года. Однако «Седов» по прежнему находится в книге рекордов Гиннеса, как самое большое учебное судно в мире.

Печать — офсет многоцветный
Размер марки — 42 х 30 мм
марка гашеная.
Тираж — 4 500 000
Номинальная цена — 32 коп. СССР

Оставить ответ