СССР. Ледоколы. 1977

Серия — 7 марок. В коллекции полная серия.

Надпись на марке — Дизель-электроход «Лена». Дизель-электроход Мурманского морского пароходства, головное судно серии. Построен на голландской верфи «Де Шельде», спущен на воду в июле 1953. Конструкцию разработали советские ученые. Корпус усиленного ледового класса. Впервые применена дизель-электрическая силовая установка. Помимо этого, судно имело наклон бортов на 8° от вертикали. Это обеспечивало при ледовом сжатии подъём корабля и направляло движение льда под корпус судна. Благодаря довольно полным обводам максимальная скорость хода при работе двух электромоторов не превышала 15 узлов. Судно хорошо работало во льдах и, несмотря на один винт, обладало хорошей манёвренностью. Оно было исключительно мореходным и могло выдержать сильнейшие штормы. Большие запасы топлива и воды, хорошая оснащённость электрорадионавигационными приборами и наличие мощной радиостанции обеспечивали возможность длительного автономного плавания.

Печать — офсет, многоцветный и металлография
Размер марки — 52 х 37 мм
марка не гашеная.
Тираж — 4 000 000
Номинальная цена — 16 коп. СССР

Надпись на марке — Дизель-электроход «Амгуема». Советский транспортный ледокольный дизель-электроход. Был спроектирован ЦКБ «Айсберг». (по донному проекту было выпущено 17 судов). «Амгуема» использовалась для доставки грузов в Антарктиду.

Печать — офсет, многоцветный и металлография
Размер марки — 52 х 37 мм
марка не гашеная.
Тираж — 3 800 000
Номинальная цена — 20 коп. СССР

Надпись на марке — Ледокольный пароход «Садко». Ледокольный пароход, внесший значительный вклад в освоение Арктики и Северного морского пути. Назван в честь былинного героя Садко. Построен в Ньюкасле, Великобритания для железнодорожной компании «Рид Нюфендлэнд Компани» в 1913 году. С 1913 по 1915 год работал в качестве почтово-пассажирского парома в районе Ньюфаундленда, на линии Порт-о-Баск — Нью-Сидни через пролив Кабота, имея 80 пассажирских мест первого класса и 150 мест второго класса. В 1915 году приобретён русским правительством для работы на линии Мурманск-Архангельск. В 1916 году был переименован в «Садко».
16 июня 1916 года при перевозке груза для строительства железной дороги Кандалакша-Мурманск «Садко» затонул в Кандалакшской губе, наскочив на подводный камень. Через 17 лет, 14 октября 1933 года поднят силами ЭПРОН (Экспедиция Подъемных Работ Особого Назначения). 7 сентября 1934 года экспедиция на «Садко» под командованием капитана А. К. Бурке, в сопровождении ледокола «Ермак», основала полярную станцию на острове Уединения. В 1935 году на «Садко» предпринята Первая Высокоширотная экспедиция Главсевморпути под руководством Г. А. Ушакова. Установлен мировой рекорд свободного плавания за Полярным кругом (82°4’с.ш.). Открыт остров Ушакова. Летом 1937 года ледокол направлен для помощи судам в Карском море и море Лаптевых. Попытка преодолеть льды оказалась неудачой и «Садко» также оказался блокирован льдами в районе Новосибирских островов. Вместе с ледокольными пароходами «Малыгин» и «Георгий Седов», «Садко» дрейфовал во льдах на север от Бельковского острова до 83°05′ северной широты. Экспедиция на «Садко» не имела достаточных припасов для столь долгой зимовки, однако из-за сложных метеоусловий часть членов экспедиции и экипажа удалось эвакуировать лишь в апреле 1938 года. Сам «Садко» освободился от ледового плена только в сентябре 1938 года с помощью ледокола «Ермак»

Печать — офсет, многоцветный и металлография
Размер марки — 52 х 37 мм
марка не гашеная.
Тираж — 6 200 000
Номинальная цена — 10 коп. СССР

Надпись на марке — Ледокольный пароход «Седов». Пароход ледокольного типа (ледокольный пароход). Назван в честь русского полярного исследователя Георгия Яковлевича Седова. Заложен 25 декабря 1908 года на верфи «Гендерсон и К°» в Глазго (Шотландия). Спущен со стапелей в 1909 году под названием «Беотик» в честь коренного населения Ньюфаундленда — индейского племени Беотук. Куплен министерством торговли и промышленности России в конце 1916 года. В 1925 году буксировал из норвежского порта Вардё в Мурманск пострадавший во время шторма барк «Товарищ».
В 1928 году участвовал в операции по поиску участников экспедиции Нобиле.

Печать — офсет, многоцветный и металлография
Размер марки — 52 х 37 мм
марка не гашеная.
Тираж — 6 900 000
Номинальная цена — 6 коп. СССР

Надпись на марке — Ледокол «Сибирь» (Первоначально назван «Товарищ Сталин»). В качестве прототипа использован хорошо зарекомендовавший себя ледокол «Красин». Проект использовал проверенные решения и учитывал накопленный при эксплуатации «Красина» опыт. Паровые машины строились по британским чертежам, котлы — угольные. «И. Сталин» — головной корабль в серии. Следующими кораблями серии были «В. Молотов» («Адмирал Макаров»), тоже ленинградской постройки, затем «Л. Каганович» («Адмирал Лазарев») и «О. Шмидт» («А. Микоян») николаевской постройки. Ледокол был капитально перестроен в 1958 году во Владивостоке, позднее переименован в «Сибирь». В 1972—1973 участвовал в дальневосточной нефтеразведочной экспедиции. В 1973 году ледокол был сдан на слом.

Печать — офсет, многоцветный и металлография
Размер марки — 52 х 37 мм
марка не гашеная.
Тираж — 4 200 000
Номинальная цена — 14 коп. СССР

Надпись на марке — Ледокольный пароход «Дежнев». Портовый ледокол Морского порта Санкт-Петербург. Судно работает в акватории морского порта Санкт-Петербург, обеспечивая проводку по морскому каналу от причалов порта до Приёмного буя. В феврале 2006 года ледокол был снят с текущей работы для спасения терпящих бедствие рыбаков. Лодка с двумя людьми была обнаружена в районе маяка Островной (западнее Лужской губы). Экипаж судна участвовал в решении крайне тяжелой ледовой ситуации зимы 2010—2011 года, когда в ожидании проводки находилось более 100 судов единовременно.

Печать — офсет, многоцветный и металлография
Размер марки — 52 х 37 мм
марка не гашеная.
Тираж — 6 000 000
Номинальная цена — 12 коп. СССР

Надпись на марке — Ледокольный пароход «А. Сибиряков». Заложен 23 ноября 1908 года на верфи «Гендерсон и К°» по заказу британской компании «Беллавенчур Стимшип». Спущен на воду в 1909 году под названием «Беллавенчур».
В 1915 году «Беллавенчур» вместе с однотипным зверобойным ледокольным пароходом «Бонавенчур» («Владимир Русанов») куплен у компании «Эй Джей Харви» (англ. A. J. Harvey and Co.) Министерством торговли и промышленности Российской империи для зимних рейсов в Белом море. В 1916 году переименован в «Александр Сибиряков», в честь исследователя Сибири А. М. Сибирякова. В Первую мировую войну работал в Белом море на перевозке прибывавших из стран-союзников военных грузов. После войны использовался ежегодно для весеннего зверобойного промысла в горле Белого моря и в навигацию, как грузовое и снабженческое судно.
28 июля 1932 года «Александр Сибиряков» под командованием капитана В. И. Воронина, начальника экспедиции академика О. Ю. Шмидта и его заместителя В. Ю. Визе вышел из Архангельска и, обогнув с Севера архипелаг Северная Земля, в августе достиг Чукотского моря, где в сложной ледовой обстановке потерял часть гребного вала с винтом. Оставшись без хода, начал дрейфовать, но с помощью самодельных парусов к 1 октября команде удалось вывести судно на чистую воду в северной части Берингова пролива, откуда его отбуксировали в Петропавловск-Камчатский.
Это было первое в истории сквозное плавание по Северному морскому пути из Белого моря в Берингово за одну навигацию.

Печать — офсет, многоцветный и металлография
Размер марки — 52 х 37 мм
марка не гашеная.
Тираж -7 500 000
Номинальная цена — 4 коп. СССР

Оставить ответ