СССР. Ледоколы. 1976

Серия — 5 марок. В коллекции 4 марки.

Надпись на марке — Ледокол «Красин» — Судно для русского флота по усовершенствованному проекту макаровского «Ермака», под строительным номером 904, было заложено в начале 1916 года на стапелях английской фирмы W. G. Armstrong, Whitworth & Co. Ltd. в Ньюкасле, спущено на воду 3 августа того же года, достраивалось в Мидлсборо. В сентябре 1916 года была сформирована команда, а 1 октября того же года ледокол был включён в список судов ВМФ Российской Империи под именем «Святогор». В марте 1917 года состоялись приёмные испытания. 3 марта 1917 года судно вышло в море, но, пройдя всего 15 миль, вернулось в порт. Капитан «Святогора», К. К. Неупокоев, рапортовал, что судно не слушалось руля, отклоняясь от курса на 40 градусов в обе стороны. 31 марта 1917 года, после некоторых переделок, на «Святогоре» был поднят Андреевский флаг. Судно было окончательно достроено 15 сентября 1917 года. Вошло в состав флотилии Северного Ледовитого океана. Ледокол при среднем расходе угля около 100 тонн в день и полной загрузке углём имел автономность по топливу около одного месяца.
На протяжении нескольких десятилетий он был самым мощным арктическим ледоколом в мире. Ледокол сразу же был использован для обеспечения проводки английских судов с военными грузами в Архангельск. Военная служба «Святогора» продолжалась недолго и закончилась в 1918 году — ледокол был затоплен на мелководье вблизи устья реки Чижовки при её впадении в Северную Двину в Архангельске. В соответствии с советской историографией, целью было перекрытие пути кораблям интервентов в Архангельск, но, как оказалось, достаточно было закрыть кингстоны и откачать воду, чтобы поднять судно.
Интервенция была предпринята Англией — союзницей России по Антанте во всё ещё продолжающейся войне с Германией. Официальной целью интервенции была защита вооружения и боеприпасов, поставленных союзниками России и хранящихся в Мурманске и Архангельске от передачи их немцам. В конце февраля 1920 года интервенты ушли, уведя с собой ледокол.
В декабре 1921 года советское правительство предложило выкупить ледокол у Англии. К 1922 году, при активном участии известного кораблестроителя А. Н. Крылова и советского торгпреда в Великобритании Л. Б. Красина, ледокол был выкуплен. В 1927 году ледокол переименовали в «Красин» в память советского дипломата, много сделавшего для возвращения судна в Россию.
Вскоре ледокол прославился на весь мир. В 1928 году при возвращении с Северного полюса потерпел катастрофу дирижабль «Италия». Оставшиеся в живых члены экспедиции генерала Умберто Нобиле и он сам оказались среди ледяной пустыни. Из всех судов, посланных на выручку, лишь «Красин» смог добраться до ледового лагеря экспедиции и спасти людей. На обратном пути он оказал помощь германскому пассажирскому судну «Монте Сервантес» с полутора тысячами пассажиров на борту, которое получило пробоины, налетев на лёд.
Ледокол эксплуатировался почти 80 лет

Печать — офсет, многоцветный
Размер марки — 52 х 37 мм
марка гашеная.
Тираж — 3 800 000
Номинальная цена — 20 копеек СССР.

Надпись на марке — Ледокол «Пайлот» спасательный винтовой буксир, первое в мире паровое судно ледокольного типа. По указанию русского судовладельца Михаила Бритнева в 1864 году в Кронштадте на принадлежавшем ему небольшом пароходе «Пайлот» была срезана носовая оконечность под углом 20° к линии киля по образцу поморских торосных лодок, в результате чего судно могло наползать на лёд и ломать его своей тяжестью. Впоследствии такую форму носа назвали ледокольной, а сам пароход признали прообразом нового типа судов — ледоколов.

Печать — офсет, многоцветный
Размер марки — 52 х 37 мм
марка гашеная.
Тираж — 6 500 000
Номинальная цена — 4 копейки СССР.

Надпись на марке — Ледокол «Ф.Литке» — линейный ледокол российского арктического флота. Назван в честь русского исследователя Арктики, адмирала Фёдора Петровича Литке. Построен в 1909 году в Великобритании под названием «Канада», а позже — «Earl Grey». Водоизмещение судна составляло 4850 тонн. Во время Первой мировой войны российское правительство купило судно, чтобы использовать для зимних перевозок грузов и охраны беломорских коммуникаций. «Литке» не крушил лёд тяжестью корпуса, а ударами своего острого форштевня проделывал во льду трещину и затем вклинивался в неё, расширял до нужных пределов. Такие суда в терминологии первой половины XX века было принято называть ледорезами.
В конце лета 1941 года «Литке» был вооружен артиллерией и включён в созданную Беломорскую флотилию. Зимой 1941 и в 1942 годах он расчищал проходы во льдах к Архангельску для Атлантических конвоев.
Две экспедиции 1948 и 1955 годов были полностью посвящены гидрографическим исследованиям арктических морей. В 1955 году «Литке» установил мировой рекорд, достигнув 83°11′, не дойдя 440 морских миль (810 км) до Северного полюса, а затем благополучно возвратившись домой.

Печать — офсет, многоцветный
Размер марки — 52 х 37 мм
марка гашеная.
Тираж — 5 000 000
Номинальная цена — 10 копеек СССР.

Надпись на марке — Ледокол «Владимир Ильич». Российский, советский ледокольный пароход, внесший значительный вклад в освоение Арктики и Северного морского пути. Построен в Ньюкасле, Великобритания. Представителем заказчика, наблюдавшим за ходом постройки ледокола, был корабельный инженер Евгений Замятин, впоследствии известный писатель. Ледокол спущен на воду в 1917 году под названием «Святой Александр Невский», в честь князя Александра Ярославича Невского (1236—1263). Конфискован в порту после Октябрьской революции в 1917 году, взят в британскую службу как HMS Alexander. Передан Белой армии в 1919 году. Выкуплен правительством РСФСР и переименован в «Ленин». Во время Великой Отечественной войны обеспечивал проводку конвоев в Арктике. После принятия в эксплуатацию атомного ледокола «Ленин» в 1960 году был переименован во «Владимир Ильич».

Печать — офсет, многоцветный
Размер марки — 52 х 37 мм
марка гашеная.
Тираж — 4 300 000
Номинальная цена — 16 копеек СССР.

Оставить ответ