История создания танка КВ началась в конце 1938 года с постановления Комитета Обороны СССР, которое предписывало конструкторскому бюро ленинградского Кировского завода заняться созданием тяжелого танка, с противоснарядной броней и мощным вооружением.
В середине и в конце 30-х годов «в моде» были многобашенные танки. Считалось, что установив на танк много башен можно серьезно повысить его боевую мощь. По такой схеме в СССР серийно выпускались Т-28 и Т-35, в Германии создали PzKpfw NbFz V, а в Англии — Vickers «Independent». Не миновала сия доля и перспективные тяжелые танки. Изначально будущий КВ предполагалось сделать по многобашенной схеме и установить три башни. Этот танк на стадии чертежей назывался СМК (С.М. Киров). В это же время группа молодых специалистов, работающих на Кировском заводе, создала на базе СКМ тяжелый однобашенный танк с дизельным двигателем. Танк получился очень удачным и в конце 1939 года был принят на вооружение РККА. Новая машина получила гордое имя КВ (Клим Ворошилов).
Советский танк КВ-1 имел классическую схему компоновки. Отделение управления находилось в переднем крае машины, за ним следовало боевое отделение, затем моторный отсек и отделение трансмиссии. Экипаж танка КВ-1 состоял из пяти человек: командир танка, механик-водитель, наводчик, заряжающий и радист-пулеметчик.
Корпус танка состоял из катанной брони, толщина которой достигала 75 мм. Танк был вооружен 76-мм пушкой. Изначально на машину было установлено орудие Л-11, затем Ф-32, а после нескольких месяцев войны — пушка ЗИС-5. Также танк имел несколько пулеметов: спаренный, курсовой и кормовой. На некоторых машинах устанавливали и зенитный пулемет. КВ-1 имел дизельный двигатель,
Сразу после создания танк КВ-1 должен был отправиться на испытания, но вышло иначе. Именно в это время началась советско-финская война и машину вместо полигона отправили на фронт. Вместе с КВ на Карельский перешеек направили Т-100 и СМК. В составе 20-й танковой бригады экспериментальные машины вступили в бой и принимали участие в штурме «линии Маннергейма». СМК подорвался на фугасе, а КВ показал себя с лучшей стороны и получил хвалебные отзывы. Правда, оказалось, что 76-мм пушка не годится для уничтожения долго-временных укреплений.
Сборка КВ происходила на нескольких заводах. При этом никто не занимался до-работкой слабых мест КВ-1, а их хватало: неудачная коробка передач, негодный воздушный фильтр, плохой обзор из танка. Ну что же, гигантомания и погоня за количеством в ущерб качеству, еще не раз сыграет злую шутку с советскими оружейниками.
Довольно большое количество танков КВ-1 состояло на вооружении частей западных округов, так что эти машины вступили в бой с самого первого дня войны. Русский танк вызвал настоящий шок у гитлеровцев, ничего похожего у вермахта на тот момент не было. Броню русского КВ-1 не брала ни одна противотанковая пушка немцев, ни один немецкий танк не мог ничего поделать с русским гигантом. Справиться с КВ-1 могла только 88-мм зенитное орудие, которое гитлеровцы час-то и применяли в качестве противотанковой пушки.
В конце 41 года основная сборка танков КВ была перенесена на Челябинский тракторный завод.
Хорошо подготовленные танкисты, знающие характеристики своей машины, совершали на них настоящие подвиги. Так, например, танковая рота (5 машин) лейтенанта Колобанова за час уничтожила 22 танка противника, не понеся никаких потерь. Русские танкисты на КВ часто просто давили немецкие танки, и существует множество описаний таких подвигов, как в советских, так и в немецких документах.
Но если говорить о недостатках танка КВ-1, то основным из них является не двигатель и не воздушный фильтр. Этот танк просто оказался не нужен. В начале войны он не имел достойных противников. Ни одна немецкая противотанковая пушка или танк не пробивали его броню, но точно также они не брали и броню Т-34. А гаубица или 88-мм зенитка легко выводили из строя оба танка. И КВ и Т-34 были вооружены одинаковыми 76-мм пушками, но при этом «тридцатьчетверка» была более подвижной, да и стоила дешевле. Танк КВ-1 – это огромный медленный танк, который передвигался по пересеченной местности не на-много быстрее пешехода, поэтому попасть в него было проще, чем в Т-34. Так было до 43 года, когда немцы стали серийно выпускать «Тигры» и «Пантеры». В этот момент танк КВ-1 мгновенно устарел. Длинноствольные пушки немецких танков пробивали броню КВ на таких расстояниях, на которых пушка последнего не угрожала противнику. Еще можно добавить то, что танк КВ был способен «убить» любую дорогу, мало какой мост мог выдержать вес этого гиганта.
В 1942 году был выпущен КВ-1С (скоростной). Он был изготовлен по той же схеме. На этом танке уменьшили броневую защиту, тем самым снизив вес машины, и устранили часть проблем КВ-1. Была усовершенствована ходовая часть машины, улучшен обзор, стало меньше проблем с коробкой передач. Скоростные характеристики танка стали лучше. Всего было выпущено 3320 танков КВ-1 и КВ-1С
В апреле 1942 года группе граждан была присуждена вторая Сталинская премия. Среди прочих лауреатов ее получили: поэт и писатель В. М. Гусев, поэт С. В. Михалков, художники Кукрыниксы (М. В. Куприянов, П. Н. Крылов и Н. А. Соколов), поэт Н. С. Тихонов, поэт С. Я. Маршак.
Спустя несколько дней поэт Николай Тихонов, в своем выступлении по радио заявил, что передаёт свою премию в Фонд обороны. К Тихонову присоединились и вышеперечисленные поэты и художники. Посовещавшись, они решили сообща купить и подарить Красной Армии тяжелый танк.
Чтобы танк не затерялся среди других, было предложено присвоить ему имя «Беспощадный». «Отцы» танка решили его оформить: художники нарисовали на башне силуэт краснозвездного танка, стрелявшего прямой наводкой в Гитлера, разлетавшегося от снаряда на части. Рядом с рисунком на башне красовались стихи-напутствие Маршака:
Штурмовой огонь ведя,
Наш тяжелый танк,
В тыл фашисту заходя,
Бей его во фланг!
Экипаж бесстрашный твой,
Не смыкая глаз,
Выполняет боевой
Сталинский приказ.
Танк находился в строю около девяти месяцев. К тому времени танк с боями прошел 700 км, подбил 27 танков противника, уничтожил 9 минометов, 10 пушек, 17 пулеметов около 30 единиц автотранспорта, 13 бронеавтомобилей.
Бои под Ельней стали последними в доблестном пути легендарного танка. 31 августа 1943 г. в тяжелом бою экипаж снова понес потери, подбитый танк удалось вывести с поля боя, но восстановлению он уже не подлежал. В числе прочих танков он был доставлен в Кубинку, а в 1948 г. машину отправили на переплавку на московский завод «Серп и молот».
Параметр | Значение |
Боевая масса, т. | 47,5 |
Экипаж, чел. | 5 |
Длина, мм. | 6675 |
Ширина, мм. | 3320 |
Высота, мм. | 2710 |
Броня (Лоб, борт, башня), мм. | 75 |
Броня (Корма), мм. | 60 |
Броня (Крыша, днище), мм. | 30 |
Вооружение | Одна 76,2-мм пушка четыре 7,62-мм пулемета |
Боекомплект | 111 снарядов 2772 патрона |
Мощность двигателя, л.с. | 600 |
Максимальная скорость по шоссе, км/ч. | 34 |
Запас хода по шоссе, км. | 225 |
Препятствия | Подъем — 37° Крен — 36° Ширина рва — 2,5 м Глубина брода — 1,6 м Высота стенки — 1,2 м. |
Пока лишь 1 комментарий
Вигвам ФигвамовичОпубликовано 5:56 пп - Окт 8, 2023
Слабоватенько, но Ваши старания всё-таки внушают уважение. В основном это относится к наполнению сайта.