БА-64

БА-64 — это советский легкий полноприводный бронеавтомобиль периода Второй мировой войны. Он был разработан в июле-декабре 1941 года на шасси полноприводного легкового автомобиля ГАЗ-64 с использованием не только довоенных советских наработок по полноприводным бронеавтомобилям, но и с учетом опыта, полученного в ходе изучения германских трофеев.

.Всего до конца Великой Отечественной войны было выпущено более 8000 бронемашин данного типа, а с учетом послевоенного выпуска (производился до начала 1946 года) было выпущено чуть более 9100 машин данного типа. Легкие полноприводные бронеавтомобили БА-64 широко использовались советскими войсками, начиная с лета 1942 года и вплоть до завершения войны, главным образом в роли разведывательных машин.

Корпус легкого бронеавтомобиля был сварным и изготавливался из катаных бронелистов толщиной от 4 мм (днище) до 15 мм (лоб корпуса, верхняя деталь). В поперечном сечении корпус бронеавтомобиля БА-64 имел шестигранную форму, все его поверхности были расположены под углом не менее 30 градусов к вертикали, лобовая часть корпуса обладала ступенчатой формой. Выбранный уровень бронирования обеспечивал боевой машине защиту от винтовочных пуль калибра 7,62-мм со всех дистанций, от бронебойных пуль этого же калибра только для боевого отделения и отделения управления. От 12,7-мм обычных пуль лобовой верхний лист корпуса защищал на всех дистанциях боя, тогда как остальные бронелисты только на дальности более 500 м.

В верхнем лобовом листе корпуса был выполнен небольшой люк прямоугольной формы со смотровой щелью, прикрытой стеклоблоком «триплекс», который был заимствован от легкого танка Т-60. По бортам располагались боковые смотровые щели, также с «триплексами». Комплект приборов, который имелся в распоряжении механика-водителя, был минималистичным: у него был лишь спидометр и аэрометр, а также сокращенный набор ЗИП. До предела «ужав» корпус боевой машины, горьковские конструкторы вынуждены были проявлять чудеса изобретательности, для того чтобы рационально разместить внутри экипаж. В итоге водитель располагался по центру боевой машины, за ним несколько выше было место командира, который также выполнял функции стрелка-пулеметчика.

Единственный 7,62-мм пулемет ДТ был расположен в башне восьмигранной формы с толщиной стенок 9 мм. Она была прикреплена к тумбе, установленной на полу боевой машины. Для обеспечения пулемету максимальных углов обстрела, достигавших по вертикали 75 градусов (огонь можно было вести и по наземным, и по воздушным целям), а также большего удобства при обслуживании пулемета в башне не было крыши. В боевом положении башенка прикрывалась противогранатной сеткой, как это было сделано на немецком бронеавтомобиле Sd.Kfz.221. Боекомплект пулемета состоял из 1260 патронов в 20 дисковых магазинах, патроны хранились в боевом отделении.

Испытания прототипа продолжались в течение месяца на заводском полигоне. Как и предсказывалось, опытный образец нового бронеавтомобиля обладал «букетом» недостатков, но все они не были критическими. После серии доработок в начале февраля 1942 года машина с 19 по 23 февраля проходила испытания пробегом и стрельбой на Софринском артиллерийском полигоне. На полигоне БА-64 прошел 318 километров, главным образом по заснеженным трассам и произвел 378 выстрелов. При этом проходимость бронеавтомобиля военным нравилась — он мог успешно преодолевать на твердом грунте подъемы более 30 градусов, броды глубиной до 0,9 метра и скользкие косогоры с уклоном до 18 градусов.

Параметр Значение
Боевая масса, т. 2,43
Колесная формула 4х4
Экипаж, чел. 2
Длина корпуса, мм. 3660
Клиренс, мм. 210
Ширина, мм. 1700
Высота, мм. 1900
Броня (Лоб корпуса), мм. 15
Броня (Борт), мм. 9
Броня (Корма), мм. 6
Броня (днище), мм. 4
Вооружение один 7,62-мм пулемет ДТ-29
Боекомплект 1260 патронов (20 дисков)
Мощность двигателя, л.с. 50
Максимальная скорость по шоссе, км/ч. 80
Запас хода по шоссе, км. 500
Препятствия Подъем — 30°
Глубина брода — 0,9 м

Для изготовления понадобились
3513 «Макет» 1/35 Бронеавтомобиль БА-64
эмаль «Звезда»

Оставить ответ