Самоходные установки, получившие обозначение СУ-5, входили в состав так называемого «малого триплекса». Данным термином назывались САУ неполного бронирования, созданные на базе легкого танка Т-26 и представляющие собой универсальный самоходный лафет, на базе которого можно было разместить 3 орудия: СУ-5-1 – 76-мм дивизионную пушку, СУ-5-2 – 122-мм гаубицу, СУ-5-3 – 152-мм дивизионную мортиру.
В качестве базового шасси для САУ был выбран легкий танк Т-26 обр. 1933 года, производство которого было налажено в Ленинграде. По причине того, что существующая танковая компоновка совершенно не подходила для САУ, корпус Т-26 был значительно переработан.
Отделение управления вместе с органами управления САУ, сидением механика-водителя, а также элементы трансмиссии остались на своем месте в носу машины. А вот моторное отделение пришлось перенести к центру корпуса, отделив его от остальных отсеков самоходки бронированными перегородками. В моторном отделении устанавливался стандартный бензиновый двигатель от танка Т-26 мощностью 90 л.с. Моторное отделение САУ СУ-5 было соединено при помощи специального кармана с боковыми отверстиями, которые служили для выброса охлаждающего воздуха. На крыше моторного отсека находились 2 люка для доступа к свечам, карбюратору, клапанам и маслофильтру, а также отверстия с бронированными жалюзи, которые служили для входа охлаждающего воздуха.
Боевое отделение находилось в корме машины. Здесь за 15-мм бронещитом располагалось вооружение САУ и места для расчета (4 человека). Для гашения отдачи во время ведения огня на землю опускался специальный сошник, расположенный в корме машины. Помимо этого могли применяться и дополнительные бортовые упоры. Ходовая часть не претерпела изменений в сравнении с серийным танком Т-26.
Все три САУ обладали единым шасси и различались, главным образом, используемым вооружением. Основным вооружением САУ СУ-5-2 была 122-мм гаубица обр.1910/30 гг. (длина ствола 12,8 калибра), которая отличалась измененной конструкцией люльки. Начальная скорость снаряда равнялась 335,3 м/с. Углы наведения в вертикальной плоскости составляли от 0 до +60 градусов, по горизонтали – 30 градусов без поворота корпуса установки. При ведении огня расчет использовал телескопический прицел и панораму Герца. Максимальная дальность стрельбы составляла 7 680 м. Применение поршневого затвора обеспечивало приличную скорострельность на уровне 5-6 выстрелов в минуту. Стрельба осуществлялась с места без использования сошников при опущенном полике заряжающего. Возимый боекомплект состоял из 4 снаряда и 6 зарядов. Для подвоза к САУ СУ-5 боеприпасов на поле боя предполагалось использовать специальный бронированный подвозчик боеприпасов.
Заводские испытания всех трех машин триплекса проходили с 1 октября по 29 декабря 1935 года. Всего САУ прошли: СУ-5-1 – 296 км., СУ-5-2 – 206 км., СУ-5-3 – 189 км. Помимо пробега машины испытали и стрельбой САУ СУ-5-1 и СУ-5-2 произвели по 50 выстрелов, САУ СУ-5-3 произвела 23 выстрела.
По результатам проведенных испытаний были сделаны следующие выводы: «САУ отличаются тактической подвижностью, которая позволяет им передвигаться по дорогам и вне их, переход в боевое положение для 76 и 122-мм СУ-5 является моментальным, для 152-мм версии требуется 2-3 минуты (так как стрельба предполагает использование упоров
По планам в 1936 году предполагалось изготовить партию из 30 самоходок СУ-5. Причем военные отдавали предпочтение версии СУ-5-2 со 122-мм гаубицей. От СУ-5-1 они отказывались в пользу артиллерийского танка АТ-1, а для 152-мм мортиры шасси СУ-5-3 было достаточно слабым. Первые 10 серийных машин были готовы к лету 1936 года. Две из них практически сразу были отправлены в 7-й мехкорпус для прохождения войсковых испытаний, которые продлились с 25 июня по 20 июля 1936 года и проходили в районе Луги. Во время испытаний машины прошли своим ходом 988 и 1014 км. соответственно, произведя по 100 выстрелов каждая.
По результатам проведенных войсковых испытаний было установлено, что САУ СУ-5-2 войсковые испытания прошли. СУ-5-2 были достаточно подвижны и прочны во время похода, обладая достаточной проходимостью и хорошей устойчивостью при ведении огня. К основным выявленным недостаткам машины отнесли: недостаточный боезапас, его предлагалось увеличить до 10 снарядов. Также предлагалось увеличить мощность двигателя, так как САУ была перегружена и усилить рессоры. Глушитель предлагалось переместить в другое место, а отделение управления оборудовать вентилятором.
Предлагалось внести в конструкцию САУ СУ-5 изменения и по результатам войсковых испытаний, после чего запустить их серийное производство, но вместо этого в 1937 году работы по программе «малого триплекса» были полностью свернуты. Возможно, это было связно с арестом одного из конструкторов П. Н. Сячентова.
Уже произведенные САУ из первой партии поступили на вооружение механизированных корпусов и отдельных бригад Красной Армии. Летом 1938 года данные машины даже приняли участие в боевых действиях против японцев у озера Хасан. СУ-5 действовали в районе высот Безымянная и Заозерная в составе артиллерийских батарей из состава 2-й механизированной бригады Особой Дальневосточной армии. Из-за кратковременности боевых действий, которые закончились уже 11 августа 1938 года, применение самоходок носило очень ограниченный характер. Несмотря на это в отчетных документах указывалось, что САУ оказали существенную поддержку пехоте и танкам.
По состоянию на 1 июня 1941 года в составе Красной Армии находилось 28 САУ СУ-5-2. Из них исправно было лишь 16 машин. Каких-либо сведений об использовании данных САУ в Великой Отечественной войне пока не обнаружено. Все они, скорее всего, были брошены из-за неисправностей или потеряны в первую неделю боев.
Параметр | Значение |
Боевая масса, т. | 10,5 |
Экипаж, чел. | 5 |
Длина, мм. | 4840 |
Ширина, мм. | 2440 |
Высота, мм. | 2560 |
Броня (Лоб корпуса), мм. | 15 |
Броня (Лоб рубки), мм. | 15 |
Броня (Борт), мм. | 15 |
Броня (Корма), мм. | 6 |
Броня (Крыша, днище), мм. | 6 |
Вооружение | Одна 122-мм гаубица |
Боекомплект | 10 снарядов |
Мощность двигателя, л.с. | 90 |
Максимальная скорость по шоссе, км/ч. | 30 |
Запас хода по шоссе, км. | 170 |
Препятствия | Подъем — 28° Ширина рва — 2,0 м Глубина брода — 1,2 м Высота стенки — 0,7 м. |