Т-80 является советским лёгким танком времен Второй мировой войны. Он был разработан летом—осенью 42-го года. В декабре 42-го года танк Т-80 был принят на вооружение РККА и серийно выпускался на заводе № 40 (Мытищи). Производство танка Т-80 продолжалось вплоть до сентября 43-го года, когда его на производственных линиях завода №40 не заменила самоходно-артиллерийская установка СУ-76М. Всего было выпущено 75-85 танков Т-80, которые участвовали в боях ВОВ в 1943 году. Таким образом, танк Т-80 стал последним лёгким танком советской разработки военных времен.
Со времени принятия на вооружение РККА лёгкого танка Т-70 советскими военными специалистами указывалось на главную слабость танка — одноместная башня. Однако конструкция танка имела резервы, которые могли быть задействованы для устранения данного недостатка. В период с весны по осень 1942 года выяснилось, что монтаж двухместной башни увеличит нагрузку на ходовую часть, трансмиссию и двигатель танка. Испытания танка Т-70 догруженного до 11 т. полностью подтвердили данные опасения — во время тестов лопались торсионы подвески, выходили из строя агрегаты и узлы трансмиссии, ломались траки. В связи с этим основным направлением работ было усиление этих элементов конструкции, которые успешно завершились, однако на пути серийного производства встало два препятствия.
Первым препятствием являлась недостаточная мощность спаренной двигательной установки ГАЗ-203. Планировалось увеличить до 170 л.с. мощность установки. Это хотели осуществить за счёт повышения степени сжатия и увеличения коэффициента наполнения цилиндров. Второе препятствие появилось из требований обеспечить большие углы возвышения орудия, чтобы поражать в городских боях цели на верхних этажах сооружений.
Экипаж машины состоял из трёх человек — командира машины, выполняющего функции заряжающего, наводчика и механика-водителя.
В башне танка Т-80 устанавливались радиостанция 12РТ, а также внутреннее переговорное устройство ТПУ рассчитанное на 3 абонента. Дальность связи в телефонном режиме на стоянке при отсутствии помех могла достигать 15—25 километров, во время движения она несколько уменьшалась. Большую дальность связи получали в телеграфном режиме, когда информацию передавали азбукой Морзе или другой дискретной системой кодирования. ТПУ (танковое переговорное устройство) позволяло осуществлять переговоры между членами экипажа даже при сильном шуме, а также подключать шлемофонную гарнитуру (ларингофоны и головные телефоны) к радиостанции для осуществления внешней связи.
Танк Т-80 был оснащен силовым агрегатом ГАЗ-203Ф (позднее обозначался как М-80) из четырёхтактных спаренных рядных карбюраторных шестицилиндровых двигателей ГАЗ-80 имеющих жидкостное охлаждение. В итоге суммарная максимальная мощность ГАЗ-203Ф равнялась 125 кВт (170 л. С).
В кормовом отделении располагались два топливных бака, общий объём которых составлял 440 литров. Топлива хватало, чтобы преодолеть 320 километров по шоссе. Для Т-80 топливом служил авиабензин марок Б-70 или КБ-70.
Основное вооружение Т-80 – полуавтоматическая нарезная 45-миллиметровая танковая пушка образца 1938 года (обозначение 20Км или 20-Км). Орудие устанавливалось на цапфах в продольной плоскости симметрии башни. Длина пушки 20-К – 46 калибров, высота линии огня – 1630 миллиметров, дальность стрельбы прямой наводкой — 3600 метров, максимально возможная — 6000 метров. 7,62- миллиметровый пулемёт ДТ был спарен с орудием. Пулемет легко снимался со спаренной установки для использования вне танка. Диапазон углов возвышения спаренной установки −8° +65°, по горизонтали – 360°.
Параметр | Значение |
Боевая масса, т. | 11,6 |
Экипаж, чел. | 3 |
Длина, мм. | 4285 |
Ширина, мм. | 2420 |
Высота, мм. | 2035 |
Броня (Борт корпуса), мм. | 25 |
Броня (Лоб корпуса, башня), мм. | 45 |
Броня (Корма), мм. | 25 |
Броня (днище), мм. | 10 |
Броня (Крыша), мм. | 15 |
Вооружение | Одна 45-мм пушка один 7,62-мм пулемет |
Боекомплект | 100 снаряда 1008 патронов |
Мощность двигателя, л.с. | два по 85 |
Максимальная скорость по шоссе, км/ч. | 42 |
Запас хода по шоссе, км. | 320 |
Препятствия | Подъем — 34° Ширина рва — 1,7 м Глубина брода — 1,0 м Высота стенки — 0,7 м. |