БТ-7А

БТ-7А был легким артиллерийским танком, являясь очередной модификацией танка БТ-7. Артиллерийский танк был предназначен для артиллерийской поддержки наступающей пехоты. Машина была вооружена 76-мм пушкой KT, которая была установлена в модернизированной башне увеличенных размеров.

БТ-7А создавался параллельно с основной модификацией танка. На серийный корпус устанавливались увеличенную в размерах башню, в которую устанавливали 76-мм орудие (КТ) обр. 1927-32 годов, боекомплект пушки состоял из 50 снарядов (радийный вариант танка имел 40 снарядов). Для подавления вражеской пехоты БТ-7А имел 3 пулемета ДТ (один в зенитной турельной установке П-40, другой в дверке ниши, третий справа от пушки в шаровой установке), боекомплект пулеметов состоял из 3339 патронов. За все время было произведено всего 154 артиллерийских танка БТ-7А.
Сварная башня танка БТ-7А состояла из 2 полукруглых листов, ниши и крыши. Два полукруглых листа сваривались между собой стык в стык. Сварные швы защищались бронированными элементами. В лобовом листе находилось довольно большое прямоугольное отверстие для размещения в нем 76-мм пушки. В переднем листе были расположены две смотровые щели и два отверстия для ведения огня из личного оружия. С правой стороны от орудия, устанавливалось яблоко для пулемета.
При длине ствола 16,5 калибров начальная скорость 7-кг осколочно-фугасного снаряда составляла 262 м/с, шрапнельный 6,5-кг снаряд вылетал со скоростью 381 м/с. При таких характеристиках борьба с танками противника (за исключением самых легких) была весьма затруднительна, но КТ-28 вполне годилась для разрушения ДОТов и борьбы с пехотой.
Несмотря на свою немногочисленность танки БТ-7А приняли участие практически во всех конфликтах, которые Советский Союз вёл в 1939—1940 гг.

Есть упоминание применения их на реке Халхин-Гол.
Спустившись с гор на китайской стороне, танковая рота сразу же включились в боевые действия. Она поддерживала конную группу полковника Норейко. Высокая подвижность колесно гусеничных машин и мощное вооружении е в виде 76,2 мм пушек КТ-28 обеспечили высокую боевую эффективность действий, тем более что противник не имел ни бронетехники, ни противотанковой артиллерии ни опыта борьбы с танками. Характер местности – сухие каменистые грунты позволяли широко применять танки со снятыми гусеницами, что позволяло им совершать скоростные маневры. Внезапное появление танков и их мощный огонь незамедлительно лишал боеспособности мусульманские отряды, вооруженные стрелковым оружием, абсолютно неэфффективным против БТ-7А. Князьков вспоминает, что расход снарядов к 76,2 мм пушкам был минимален — сам вид стремительно мчащихся в клубах пыли “дьявольских железных колесниц” приводил противника в состояние ступора и действовал деморализующе. После первых боестолкновений повстанцы в бой на открытой местности перестали вступать, разбегаясь или сдаваясь в плен при появлении танков и попытались организовать сопротивление в укрепленных населенных пунктах, которые называли крепостями. Стены крепостей как правило глинобитные, имели высоту 8—10 метров и толщину 5—6 метров занимались войсковыми гарнизонами. Но для танков они не являлись серьезным препятствием. Сначала противника подавляли несколькими выстрелами из 76,2 мм орудий КТ-28 по крепостным стенам и воротам, затем такни через образовавшиеся проломы входили в город. Позже стали просто сносить деревянные ворота танками и подавлять редкое сопротивление пулеметным огнем. Орудия применялись только при попытке открыть ответный артиллерийский огонь. Впрочем такие случаи были редки, завидев, как танки легко врывались в их так называемые крепости, уйгуры бросали оружие и, закрывая руками голову, с воплями “Шайтан-арба!” падали на землю. Оставалось только без единого выстрела брать повстанцев в плен. В составе конной группы танковая рота участвовала в освобождении городов-крепостей: Маралбаши, Кашгар, Яркенд, Хотан – и далее до границы Китая с Индией.

Наиболее полно раскрыть их потенциал удалось во время Зимней войны. В период с 30 ноября 1939 г. по 13 марта 1940 года шесть артиллерийских танков из состава 1-й лтбр активно использовались для огневой поддержки наступающих танков и пехоты, а также для стрельбы по ДОТам финнов и контрбатарейной борьбы. Интересно, что все 6 машин в ходе боёв получили боевые повреждения (4 повреждены артиллерией и 2 подорвалось на фугасах), но все они были отремонтированы и вновь возвращены в действующую армию.
Точное количество танков БТ-7А, находившихся в приграничных округах накануне войны с Германией, сейчас вряд ли удастся. По последним данным, в составе Западного ОВО имелось всего два «артиллерийских» БТ, принадлежавших 8-му механизированному корпусу. Обе машины были потеряны в первые дни войны (22-25 июня): первый из них был подбит между Бельском и Белостоком, второй БТ-7А потеряли в где-то в Западной Белоруссии. Информации о других танках этого типа, принимавших участие в летних боях 1941 года, сохранилось крайне мало. К примеру, 12-й мехкорпус на 19 июня располагал 13 «радийными» и 2 «линейными» БТ-7А, которые числились за 28-й танковой дивизией. Это соединение уникально тем, что кроме штатных БТ и Т-26 в его состав входило 42 танка Vickers M1934.
В первом бою, вечером 23 июня, группа из 17 танков под командованием командира 28-й тд майора Б. П. Попова, вступила в ожесточенное сражение с частями немецкой 1-й танковой дивизии, ударив её во фланг. Атака была поддержана второй группой из 23 танков, в результате чего противник был отброшен на 5 км, а советские части смогли восстановить контроль над участком дороги Калтиненай — Расейняй. Противник понёс тяжелые потери (14 танков, 20 орудий и до батальона пехоты), однако этот успех был омрачен гибелью командира группы и потерей 13 собственных машин.

На сегодняшний день в мире не осталось ни одного образца БТ-7А

Параметр Значение
Боевая масса, т. 14
Экипаж, чел. 3
Длина, мм. 5660
Ширина, мм. 2290
Высота, мм. 2417
Броня (Лоб корпуса, башни, борт корпуса), мм. 15
Броня (днище), мм. 6
Броня (Крыша), мм. 10
Вооружение Одна 76-мм пушка
три 7,62-мм пулемета
Боекомплект 50 снарядов
3339 патронов
Мощность двигателя, л.с. 400
Максимальная скорость по шоссе на колесах, км/ч. 72
Максимальная скорость по шоссе на гусеницах, км/ч. 52
Запас хода по шоссе на колесах, км. 460
Запас хода по шоссе на гусеницах, км. 375
Препятствия Подъем — 42°
Ширина рва — 2,5 м
Глубина брода — 1,2 м
Высота стенки — 0,75 м.

 

Оставить ответ