«Быстроходный танк» БТ-2 был машиной не самой плохой, но «промежуточной» — выпускавшейся только до тех пор, пока не найдется достойная смена. Недоработок и нареканий в его конструкции хватало. Именно по этой причине, его как можно скорее попытались сменить на что-то более грозное.
Хотя были и достаточно прогрессивные идеи по созданию улучшенных версий БТ-2 — танк БТ-4, предпочтение отдали варианту БТ-5. В отличие от «соседей» по номерам, БТ-5 отличался от «двойки» только новой башней и комплектом вооружения, плюс доработками ходовой и т.п., что называется «по мелочи».
Зато он же обладал и весомым преимуществом: в отличие от «четверки», «пятерка» не требовала переделки производственной линии, и могла быть запущена в серию практически одномоментно, на тех же агрегатах, что и БТ-2. Как тут не пошутить про то, что для «быстроходных танков» была важна не только скорость в бою, но и скорость в производстве.
В марте 1933 года БТ-5 сменил на конвейере БТ-2. Первоначально машина комплектовалась башнями двух видов — «ижорская» (сварная, с большой нишей сзади, проектировавшуюся изначально для танка Т-26) и «мариупольская» (клепаная, с маленькой нишей сзади). Однако начиная с 1935 года, из-за вскрывшихся дефектов в изделиях завода в Мариуполе, БТ-5 комплектовался только «ижорскими» башнями. «Дефектные» танки почти все ушли в учебные части.
За сравнительно небольшой отрезок времени, БТ-5 прошел довольно активный путь развития. Начинавшийся как вариант усиленного БТ-2, к 1934 году он получил новый двигатель М-17Т мощностью 500 л.с., полностью измененный главный фрикцион и усиленную коробку передач. Это не говоря о ленточных тормозах, улучшенном бронировании.
Производство танка БТ-5 было закончено накануне 1935 г., всего было произведено 1884 танка этого типа. Компоновка танка классическая. Конструкция корпуса «быстроходного танка» БТ-5 в целом повторяет конструкцию БТ-2, башня («ижорская») аналогична башне легкого танка Т-26. По бокам башни расположены две смотровые щели и два отверстия для стрельбы из револьвера. В крыше башни имелся закрывающийся изнутри люк для входа и выхода экипажа. В поздней части башни было отверстие для вентиляции и перископического прицела.
Основное вооружение танка БТ-5 — 45-мм пушка спаренная с пулеметом ДТ. Пулемет при этом имел собственный открытый прицел и мог стрелять независимо от орудия.
Снаряды укладывались на пол боевого отделения, располагались в вертикальных обоймах на правой и левой стенках корпуса, занимали также стенки и нишу башни. Пулеметные диски занимали место над снарядной укладкой в боевом отделении.
Экипаж танка составляет 3 человека, наблюдение за полем боя осуществляется через прицелы и два смотровых прибора с пуленепробиваемыми стеклами, размещенных на боковых стенках башни.
На командирских танках имелась радиостанция 71-ТК-1 с поручневой антенной на башне, замененной впоследствии на штыревую. Боекомплект командирских танков с радиостанцией был сокращенным.
Боевое применение легких быстроходных танков БТ-5 произошло в ходе Гражданской войны в Испании. Здесь БТ-5 пришлось столкнуться с итальянскими танкетками и немецкими легкими танками PzKpfw. I и Pz.Kpfw.II, которые были слабо вооружены и практически не составляли конкуренции советским танкам. В боях в Испании приняли участие 50 танков БТ-5, из которых большая часть была потеряна, особенно при штурме Теруэль и Фуэнтес-де-Эбро, которые очень сильно были укреплены. После победы франкистов несколько захваченных трофейных БТ-5 использовались армией Франко вплоть до средины 50-х годов прошлого века.
В боях с японцами в районе реки Халхин-Гол легкие танки БТ-5 принимали участие в составе 11-й и 6-й легкотанковых бригад. Особенно они отличились 3 июля 1939 года в боях за высоту Баин-Цаган, участвуя в атаке 11-й легкотанковой бригады.
Танки БТ-5 принимали участие в Польской кампании 1939 года, где показали себя с достаточно хороших позиций.
В Зимней войне с Финляндией 1939-1940 годов танки БТ-5 принимали участие в составе в составе 34-й и 1-1 легкотанковых бригад, составив более, чем 15 процентов от всего танкового состава РККА.
При отражении нападения Вермахта в июне 1941 года большая часть легких танков БТ-5, которые составляли весомую долю в мехкорпусах, была безвозвратно потеряна, но некоторые танки продолжали воевать практически на всех фронтах вплоть до конца 1943 года, а на Ленинградском и Карельском фронтах даже до лета 1944 года, постепенно выбывая по причине боевых и небоевых потерь.
Простоявшие всю войну танки БТ-5 в составе дальневосточных частей, в августе приняли участие в боевых действиях с Квантунской армией в Манчжурии и при штурме укрепрайона на острове Сахалин. Боевых потерь при этом танки БТ-5 не имели, а выбывали из строя по причине технических неисправностей в ходе броска танковых подразделений через Хинган и пустыню Гоби.
Около 35 танков БТ-5 были захвачены Вермахтом в первые дни войны и, получив название Panzerkampfwagen BT 742(r), принимали участие битве под Москвой, где и были практически все потеряны. Захваченные БТ-5 использовались и армиями государств, являвшихся союзниками Германии. Есть документы об использовании танков данного типа подразделениями Венгрии, Румынии и Финляндии.
Параметр | Значение |
Боевая масса, т. | 11,6 |
Экипаж, чел. | 3 |
Длина, мм. | 5580 |
Ширина, мм. | 2230 |
Высота, мм. | 2230 |
Броня (Лоб корпуса, башни, борт корпуса), мм. | 13 |
Броня (днище), мм. | 6 |
Броня (Крыша), мм. | 10 |
Вооружение | Одна 45-мм пушка один 7,62-мм пулемет |
Боекомплект | 115 снарядов 2709 патронов |
Мощность двигателя, л.с. | 365 |
Максимальная скорость по шоссе на колесах, км/ч. | 72 |
Максимальная скорость по шоссе на гусеницах, км/ч. | 53 |
Запас хода по шоссе на колесах, км. | 200 |
Запас хода по шоссе на гусеницах, км. | 150 |
Препятствия | Подъем — 37° Ширина рва — 2,0 м Глубина брода — 0,9 м Высота стенки — 0,55 м. |