Minenräumpanzer III

Важной составляющей оборонительных позиций во время Второй мировой войны являлись минные поля. При помощи минно-взрывных заграждений войска могли защитить себя от наступления противника или, как минимум, задержать его продвижение. Рост роли мин в войне привел к появлению массы проектов специальных устройств и техники, предназначенных для проделывания проходов в заграждениях. Разрабатывались как тралы для установки на имеющуюся технику, так и специальные машины. Любопытным примером последних являлся немецкий минный тральщик Minenräumpanzer III.

В качестве основы для перспективной машины разминирования был выбран существующий средний танк Panzerkampfwagen III. Машины этого типа производились серийно, а также имели отработанную и проверенную эксплуатацией конструкцию. Таким образом, применение готовых узлов и агрегатов позволяло ускорить работы, а в перспективе и облегчить эксплуатацию техники. Тем не менее, в существующем виде танк имеющейся модели не мог решать задачи разминирования. Специалисты фирмы Krupp посчитали, что его шасси является слишком слабым и может быть подвержено серьезным повреждениям во время разминирования. По этой причине было принято решение о значительной переработке машины. В ходе нового проекта было решено использовать существующий броневой корпус, однако в его конструкцию предлагалось внести некоторые небольшие изменения. Броневой корпус шасси следовало собирать из листов толщиной до 30 мм. Наиболее толстые детали шли на изготовление лобовой части, тогда как крыша и днище выполнялись из 16-мм листов. Такая защита позволяла выдерживать попадания пуль стрелкового оружия и снарядов малокалиберной артиллерии. Кроме того, обеспечивалась приемлемая защита от осколков, которая была необходима при работе на минных полях. Несмотря на все изменения, предлагавшиеся новым проектом, корпус базового танка Pz.Kpfw.III должен был сохранять основные особенности конструкции. Тральщик не должен был иметь башню, из-за чего соответствующее отверстие в крыше предлагалось закрывать заглушкой. Ввиду отсутствия необходимости каких-либо доработок тральщик Minenräumpanzer III сохранил силовую установку и трансмиссию базовой машины. В корме помещался карбюраторный двигатель Maybach HL 120TR мощностью 120 л.с., соединявшийся с коробкой передач и другими агрегатами при помощи карданного вала. Последний проходил через центральный обитаемый объем корпуса.

В ходе теоретических изысканий по новому проекту было установлено, что имеющаяся ходовая часть танка не может быть использована на минном тральщике. Из-за сравнительно малого клиренса машина разминирования могла подвергаться серьезному риску повреждений при подрыве найденной мины. Как следствие, требовалось самым серьезным образом переработать ходовую часть для обеспечения приемлемой безопасности всей машины. Для применения в проекте было выбрано предложение, подразумевавшее изменение ходовой части и увеличение клиренса. На бортах корпуса предлагалось устанавливать специальную конструкцию из стоек, подкосов и продольной балки, находящейся ниже уровня днища. Балку следовало соединять с корпусом при помощи семи металлических профилей горизонтального расположения и трех изогнутых вертикальных подкосов. Это позволяло обеспечить требуемую жесткость конструкции и правильную работу обновленной подвески.
Сравнительно сложная конструкция подвески опорных катков, тем не менее, хорошо справлялась с возложенными на нее функциями. Являясь дальнейшим развитием существующего среднего танка, машина разминирования получила соответствующие прочие агрегаты ходовой части. В передней части корпуса были сохранены ведущие колеса сравнительно большого диаметра. В корме помещались направляющие колеса. Измененная ходовая часть в теории позволяла уменьшить воздействие взрыва мин на корпус и экипаж. Тем не менее, она не была единственным средством, предназначенным для решения основных задач. Обнаружение и уничтожение мин предлагалось выполнять при помощи каткового колейного трала.

На лобовой части корпуса машины Minenräumpanzer III предусматривался треугольный в плане кронштейн с шарниром для крепления трала. На передней балке трала предусматривались крепления для П-образных обойм с катками. Масса катков позволяла инициировать подрыв мин или попросту давить их до полного разрушения. За счет правильной конструкции трала при подрыве мины должны были страдать только сами катки. Рама и бронемашина при этом должны были оставаться целыми, либо получать только самые минимальные повреждения. Точные характеристики трала для машины разминирования Minenräumpanzer III неизвестны, но можно предположить, что он позволял проделывать проходы в минных полях, установленных с применением противопехотных и противотанковых мин нажимного действия. После прохода машины на поле оставалась колея в виде двух полос определенной ширины, по которой могли идти люди или техника. Управлять работой нового минного тральщика должен был экипаж из трех человек. В некоторых источниках упоминаются пять членов экипажа. Это может быть обусловлено различиями разных известных документов либо связано с возможностью усиления экипажа минерами, которые могли бы самостоятельно заниматься обезвреживанием некоторых боеприпасов. Экипаж располагал несколькими приборами для наблюдения за окружающей обстановкой. Для посадки в машину сохранялись люки, имевшиеся в корпусе базового танка. Какое-либо вооружение на стадии проекта не предусматривалось. Для самообороны экипаж мог использовать лишь личное оружие.

По имеющимся данным, общая длина машины Minenräumpanzer III с учетом трала достигала 12,5 м. Ширина превышала 3,5 м, а высота составляла примерно 3 м. Интересно, что базовый танк Pz.Kpfw.III имел высоту на уровне 2,5 м. При этом танк оснащался башней и стандартной ходовой частью. После доработок ходовой части тральщик без башни не только «догнал» танк по высоте, но и обошел его. Примерные подсчеты показывают, что клиренс машины разминирования превышал 1,2-1,3 м – уникальный показатель для бронетехники того времени.

Не позже 1943 года фирма Krupp построила первый и единственный прототип тральщика нового типа. Вскоре машина вышла на ходовые испытания и показала приемлемые характеристики. В дальнейшем стартовали проверки, направленные на определение перспектив образца при применении по прямому назначению. На этом этапе испытаний было установлено, что 30-мм лобовые листы корпуса не обеспечивают требуемую защиту и не во всех случаях могут удержать осколки и взрывную волну. Таким образом, в ходе боевой работы перспективный тральщик рисковал быстро получить серьезные повреждения и выйти из строя, не закончив проделывание прохода для войск. Кроме того, его остановка на минном поле делала бесполезным уже организованный проход позади машины.
В существующем виде проект Minenräumpanzer III не устраивал потенциального заказчика. Повышение уровня защиты требовало кардинальной переработки броневого корпуса или строительства совершенно новой машины на базе иного танка с более высокими характеристиками. Такое продолжение проекта посчитали нецелесообразным. Таким образом, уже к концу 1943 года проект фактически остановился. Существующая машина не имела реальных перспектив, а ее дальнейшее развитие сочли ненужным. Проект был закрыт и не дал реальных результатов. Дальнейшая судьба единственного прототипа неизвестна. До нашего времени он не сохранился.

Оставить ответ