История этой необычной боевой машины началась в конце 1941 года, когда знаменитый конструктор доктор Фердинанд Порше предложил проект установки 150-мм полевого орудия на шасси среднего танка. В Управлении вооружений (Heereswaffenamt) к проекту вроде бы не проявили большой заинтересованности, хотя на самом деле это было далеко не так.
Неожиданный успех боевого применения самоходных орудий того же калибра, но установленное на шасси легких танков Pz.Kpfw.I и Pz.Kpfw.II, привел к закономерному выводу о целесообразности использования более тяжелых машин. Наиболее распространенным средним танком тогда был Pz.Kpfw.III и в скором времени Heereswaffenamt приняло решение о расширении номенклатуры САУ, для которых годилось шасси “тройки”. Идея была поддержана фронтовыми командирами танковых частей, которые остро нуждались в мощной самоходке. Впрочем, до определенного момента этот вопрос, так сказать, “повис” в воздухе. Ставшая нормой “подковерная борьба” между сторонниками и противниками доктора Порше в конечном итоге закончилась его поражением и потерей времени.
Заказ получила не фирма Porsche, а берлинская Alkett, но проектирование и постройка прототипа продвигались очень медленно. Работы ускорились после получения тревожных новостей с фронтов. На конференции в Растенбурге, проводимой с 18 по 22 сентября, фюрер заявил, что войскам необходимо штурмовое орудие высокой мощности, обладающее хорошим бронированием и использующее шасси от танков Pz.Kpfw.III или Pz.Kpfw.IV. Причем защищенность играла решающую роль. Далее Гитлер потребовал, чтобы в течении 14 дней было построено 12 и или, по меньшей мере, 6 таких машин.
Таким образом, предварительно было заказано лишь 12 машин “нулевой» серии. В качестве базового шасси были выбраны танки Pz.Kpfw.III модификаций Ausf.E и Ausf.F/8, имевших номера шасси 90751-91036 (использована только часть этого диапазона). Официально самоходные установки этого типа назывались Sturminfanteriegeschütz 33B, но в наше время прижилось сокращенное обозначение StuIG33 Ausf.B или просто StuIG33. Все самоходные орудия были готовы до конца октября 1942 года.
Конструктивно новая самоходка незначительно отличалась от стандартной “тройки”. Наибольшие конструктивные доработки коснулись корпуса. Вместо башни устанавливалась полностью закрытая рубка, имевшая дифференцированное БРОНИРОВАНИЕ: лоб – 80 мм, борта и корма – по 30 мм, крыша – 16 мм. То есть, по защищенности САУ в некоторой мере даже превзошла танк-“прародитель”. Компоновка осталась прежней, с передним размещением трансмиссии, боевым отделением в средней части и моторным отсеком на корме. Экипаж самоходного орудия StuIGIII состоял из пяти человек: механик-водитель, командир (он же наводчик), два заряжающих и радист-пулеметчик. Посадка проводилась через люк в крыше рубки и два люка в верхнем переднем листе корпуса. Наблюдение за местностью командир мог вести только через прицел или высунувшись из верхнего люка. Приборы наблюдения у механика-водителя ограничивались только передним смотровым прибором.
150-мм пушка-гаубица sIG33 L/11 устанавливалась на раме внутри боевого отделения – для этого был также сделан прямоугольный вырез в лобовом листе корпуса. Орудие оснащалось штатным телескопическим прицелом Rblf36 имевшим 2-х кратное увеличение. Возимый боезапас составлял 30 выстрелов. Справа от орудия в шаровой установке типа Kugelblinde 50 монтировался пулемет MG34 калибра 7,92-мм с боекомплектом в 600 патронов.
Основу силовой установки составлял 6-цилиндровый двигатель Maybach HL120 TRM жидкостного охлаждения, развивавший максимальную мощность 300 л.с. при 3000 об\мин и номинальную мощность 265 л.с. при 2600 об\мин. Запас бензина на 310 литров находился в двух топливных баках и подавался к двигателю при помощи двух механических насосов типа Solex и одного резервного электрического. Расход топлива составлял 195 литров на 100 км по дороге с твердым покрытием.
Параметр
Значение
Боевая масса, т.
21
Экипаж, чел.
5
Длина корпуса, мм.
5400
Ширина, мм.
2900
Высота, мм.
2300
Броня (Лоб корпуса), мм. (Лоб рубки)
80 (80)
Броня (Борт), мм.
50
Броня (Корма), мм.
15
Броня (Крыша, днище), мм.
10
Вооружение
1 гаубица StuIG 33 L/11,4 калибра 150 мм,
1 пулемет MG 34
Боекомплект
30 снарядов
600 патронов 7,92-мм
Мощность двигателя, л.с.
265
Максимальная скорость по шоссе, км/ч.
20
Запас хода по шоссе, км.
110
Препятствия
Подъем — 30°
Ширина рва — 2,0 м
Глубина брода — 0,8 м
Высота стенки — 0,6 м.