САУ «Elefant» («Слон»)

Своим появлением на свет самая знаменитая немецкая самоходка периода Второй мировой войны «Фердинанд» обязана, с одной стороны, интригам вокруг тяжелого танка \/К 4501 (Р), а с другой — появлению 88-мм противотанковой пушки Рак 43. Танк \/К 4501 (Р) — попросту говоря «Тигр» конструкции доктора Порше — был показан Гитлеру 20 апреля 1942 года, одновременно с его конкурентом VK 4501 (Н) — «Тигром» фирмы Henschel. По мнению Гитлера, в серийное производство должны были быть запущены обе машины, чему всячески противилось Управление вооружений.

Испытания не выявили очевидных преимуществ одной машины перед другой, но готовность к производству «Тигра» у Порше была выше — к 6 июня 1942 года к сдаче в войска были готовы первые 16 танков VK 4501 (Р), для которых на фирме Krupp заканчивалась сборка башен. Первый батальон, оснащенный «тиграми» Порше, предполагалось сформировать к августу 1942 года и отправить под Сталинград, но внезапно Управление вооружений остановило все работы по танку на месяц.
Управленцы воспользовались указанием Гитлера о создании штурмового орудия на базе танков Pz.IV и VK 4501, вооруженного новейшей 88-мм противотанковой пушкой Рак 43/2 с длиной ствола в 71 калибр. С подачи Управления вооружений и было решено переделать все 92 готовых и находящихся в сборке в цехах завода Nibelungenwerke шасси VK 4501 (Р) в штурмовые орудия.

В сентябре 1942 года работа началась. Проектирование велось фирмой Porsche совместно с конструкторами берлинского завода Alkett. Поскольку броневая рубка должна была располагаться в кормовой части, компоновку шасси пришлось изменить, разместив двигатели и генераторы в середине корпуса. Лобовые 100-мм листы корпуса танка Tiger(P) были усилены тоже 100-мм броневыми листами, закрепленными на корпусе болтами с пулестойкой головкой. Таким образом лобовую броню корпуса довели до 200 мм. Аналогичную толщину имел и лобовой лист рубки. Толщина бортовых и кормового листов достигала 80 мм. Броневые листы рубки соединялись «в шип» и усиливались шпонками, а затем обваривались.

В передней части корпуса располагались места механика-водителя и радиста. За ними, в центре машины, параллельно друг другу устанавливались два 12-цилиндровых двигателя мощностью по 265 л.с. каждый. Двигатели приводили во вращение роторы двух генераторов Siemens, которые, в свою очередь, снабжали электроэнергией два тяговых электродвигателя Siemens мощностью 230 кВт каждый, установленных в кормовой части машины под боевым отделением. Крутящий момент от электродвигателей с помощью электромеханических бортовых передач передавался на ведущие колеса кормового расположения.

В рубке, в цапфах специального станка, была установлена 88-мм пушка с длиной ствола 71 калибр. Горизонтальный угол наведения не превышал сектора 28°. Угол возвышения +14°, склонения -8°. Масса орудия 2200 кг. В боекомплект пушки входили 50 унитарных выстрелов, размещенных на стенках рубки. В кормовой части рубки находился круглый люк, предназначенный для демонтажа пушки.

По немецким данным, бронебойный снаряд PzGr 39/43 массой 10,16 кг и начальной скоростью 1000 м/с пробивал на дистанции 1000 м 165-мм броню (при угле встречи 90°), а подкалиберный снаряд PzGr 40/43 массой 7,5 кг и начальной скоростью 1130 м/с — 193-мм, что обеспечивало «Фердинанду» безусловное поражение любого из существовавших тогда танков.

Боевое крещение «фердинанды» приняли в ходе операции «Цитадель» в составе 656-го полка истребителей танков, в который входили 653-й и 654-й дивизионы. К началу сражения в первом имелось 45, а во втором — 44 «Фердинанда». Оба дивизиона участвовали в тяжелых боях на северном фасе Курской дуги в районе станции Поныри (654-й дивизион) и поселка Теплое (653-й дивизион). Особенно тяжелые потери понес 654-й дивизион в основном на минных полях. На поле боя остался 21 «Фердинанд».
Единственным достойным противником тяжелых немецких самоходок оказалась советская СУ-152. Полк СУ-152 обстрелял 8 июля 1943 года атакующие «фердинанды» 653-го дивизиона, подбив при этом четыре вражеские машины. Всего же в июле — августе 1943 года немцы потеряли 39 «Фердинандов».

Первые бои «фердинандов» на Курской дуге стали, по существу, и последними, где эти САУ использовались в массовом количестве. С тактической точки зрения их применение оставляло желать лучшего. Созданные для истребления советских средних и тяжелых танков на больших дистанциях, они применялись в качестве передового «броневого щита», вслепую тараня инженерные заграждения и противотанковую оборону, неся при этом большие потери.

После бесславного завершения операции «Цитадель» оставшиеся в строю «фердинанды» были переброшены в Житомир и Днепропетровск, где начался их текущий ремонт и замена орудий, вызванная сильным разгаром стволов. В конце августа личный состав 654-го дивизиона отправили во Францию для переформирования и перевооружения

За период с 5 июля (начало операции «Цитадель») по 5 ноября 1943 года «фердинанды» 656-го полка подбили 582 советских танка, 344 противотанковые пушки, 133 орудия, 103 противотанковые ружья, три самолета, три бронеавтомобиля и три САУ.
В период с января по март 1944 года на заводе Nibelungenwerke проводилась модернизация 47 оставшихся к тому времени «фердинандов». В лобовой броне корпуса справа была смонтирована шаровая установка пулемета MG 34. На крыше рубки появилась командирская башенка, заимствованная у штурмового орудия StuG 40. Боекомплект довели до 55 выстрелов. Название машины изменили на Elefant (слон). Впрочем, вплоть до конца войны самоходку чаще называли привычным именем «Фердинанд».

В конце февраля 1944 года 1-ю роту 653-го дивизиона отправили в Италию, где она участвовала в боях под Анцио, а в мае — июне 1944 года — под Римом. В конце июня роту, в которой оставалось два исправных «Элефанта», перебросили в Австрию.
В апреле 1944 года 653-й дивизион в составе двух рот был отправлен на Восточный фронт, в район Тернополя. Там в ходе боев дивизион потерял 14 машин, но 11 из них удалось отремонтировать и вновь ввести в строй. В июле в дивизионе, отступавшем уже по территории Польши, имелось 33 исправных самоходных орудия.

Параметр Значение
Боевая масса, т. 65
Экипаж, чел. 6
Длина корпуса, мм. 8140
Ширина, мм. 3380
Высота, мм. 2970
Броня (Лоб корпуса), мм. 200
Броня (Борт), мм. 80
Броня (Лоб рубки), мм. 200
Броня (Корма), мм. 80
Броня (Крыша, днище), мм. 20-30
Вооружение одна 88-мм пушка
один 7,92-мм пулемет MG-34
Боекомплект 55 снаряд
600 патронов
Мощность двигателя, л.с. два по 265
Максимальная скорость по шоссе, км/ч. 20
Запас хода по шоссе, км. 150
Препятствия Подъем — 22°
Ширина рва — 2,64 м
Глубина брода — 1,0 м
Высота стенки — 0,78 м.

Для создания модели понадобилось:
3653 Звезда 1/35 Немецкий истребитель танков «Фердинанд»
Краски «ARMY PAINTER» и VAILEJO
Пигменты WILDER и MIG
фиксация пигментов — Fixer WILDER
проливки «ARMY PAINTER»

Оставить ответ