Flakpanzer IV «Ostwind»

Разработка самоходки Flakpanzer IV «Ostwind» («Восточный ветер») стартовала в начале 1944 года, почти одновременно с проектированием машины Wirbelwind. Причины появления этого проекта были простыми – военные желали получить зенитное средство с повышенной эффективностью. Опыт боевой работы зенитных подразделений показывал, что 20-мм автоматические пушки, в том числе на счетверенных установках, позволяют бороться с авиацией противника, но по своей огневой мощи заметно уступают 37-мм системам.

Изучив требования заказчика, завод Ostbau приступил к созданию новой боевой машины. С целью упрощения проекта и ускорения разработки, а также для максимального удешевления производства и эксплуатации было решено использовать уже отработанный подход. Основой новой бронемашины должно было стать шасси существующего среднего танка Pz.Kpfw.IV любой из поздних модификаций. С танка следовало снимать башню, вместо которой должен был монтироваться новый броневой агрегат с зенитным вооружением. Подобный подход уже применялся при строительстве зенитных самоходок и позволял решить все поставленные задачи с максимальной эффективностью.

В качестве базы для новой самоходки предлагалось использовать танки Pz.Kpfw.IV. Для строительства машин Ostwind завод-сборщик должен был использовать уже имеющиеся в войсках танки. Поврежденную или нуждающуюся в ремонте технику предлагалось отправлять в тыл, восстанавливать и переделывать в зенитные самоходки. Аналогичный подход применялся и в других проектах зенитных боевых машин.

Корпус танка изготавливался из броневых листов толщиной от 10-15 мм (крыша и днище) до 80 мм (лобовой лист). Такая защита позволяла бронемашине выдерживать попадания снарядов некоторых орудий противника. Предполагалось, что сохранение такой защиты позволит перспективной самоходке работать в одних боевых порядках с танками на базе аналогичного шасси.

Для новой самоходки была разработана башня шестиугольной в плане формы с бортами, состоящими из двух деталей: нижний ряд устанавливался с развалом наружу, а верхний наклонялся внутрь. Это позволяло снизить расход металла, сократить массу конструкции и обеспечить максимально возможный внутренний объем. Для строительства такой башни предлагалось использовать 25-мм броневые листы. Крыша не предусматривалась. За характерный внешний вид новая башня получила неофициальное название Keksdose – «Форма для выпечки».

Внутри новой башни предлагалось монтировать установку для зенитного орудия калибра 37 мм. Вертикальная наводка осуществлялась в пределах от -7° до +90°.
Орудие FlaK 43 имело 37-мм ствол длиной 57 калибров и оснащалось автоматикой на основе отвода пороховых газов. Пушка использовала обоймы на восемь снарядов, из-за чего практическая скорострельность не превышала 150 выстрелов в минуту при технической на уровне 250. В зависимости от типа снаряда орудие могло обеспечивать его начальную скорость до 800-820 м/с, что позволяло атаковать летательные аппараты противника на дистанциях до 4-4,2 км. При стрельбе по наземным целям максимальная эффективная дальность превышала 6 км.

В качестве вспомогательного вооружения, предназначенного для борьбы с живой силой противника, ЗСУ Ostwind получала (вернее, сохраняла) 7,92-мм пулемет MG34 в лобовой установке корпуса, на рабочем месте стрелка-радиста. Также экипаж располагал вторым пулеметом, который следовало перевозить в укладке и извлекать только при необходимости.

Управлять новой самоходкой должен был экипаж из пяти человек. Механик-водитель и стрелок-радист располагались в корпусе, в отделении управления. Применение орудия было задачей командира, наводчика и заряжающего, помещавшихся в башне. Они должны были производить поиск и обнаружение воздушных целей, а также наводить орудие и вести огонь. Обязанностью заряжающего была работа со снарядными обоймами. По имеющимся данным, в общей сложности в корпусе Ostwind перевозилось 125 обойм с 1000 снарядов.

Разработка проекта Flakpanzer IV Ostwind завершилась в начале лета 1944 года. К началу июля на базе имевшегося в наличии танка построили первый прототип, который вскоре вышел на испытания. Применение готовых агрегатов позволило значительно ускорить все необходимые проверки, а также определить дальнейшую судьбу новой разработки. В июле (по другим данным, в августе) 1944 года фирме-разработчику заказали строительство сотни новых зенитных самоходок. Так же планировалось наладить передачу отремонтированных шасси, прибывавших в тыл, с целью сборки новой техники.

Строительство первой партии ЗСУ Ostwind началось уже в июле 44-го. Тем не менее, в силу различных причин эти 15 самоходок были переданы заказчику только в конце года. К весне 1945 года было построено и передано заказчику порядка трех десятков машин. Вскоре после передачи этой партии производство было остановлено. Антигитлеровская коалиция развивала наступление, из-за чего немецкая промышленность постоянно теряла те или иные предприятия, а также лишалась возможности выполнения уже полученных заказов. Таким образом, после марта 1945 года фирма Ostbau не достроила ни одной зенитной самоходки нового типа. Общий выпуск ограничился, по разным данным, 43-46 машинами.

Согласно некоторым источникам, в ходе эксплуатации на фронте зенитные самоходные установки Flakpanzer IV Ostwind проявили себя неоднозначно. Сравнительно мощные 37-мм пушки позволяли им бороться с низколетящей авиацией противника и защищать свои войска от ударов с воздуха. Тем не менее, присутствовали и серьезные недостатки, обусловленные, в первую очередь, крайне малым числом техники. Менее полусотни самоходок не могли быть сведены в полноценные зенитные подразделения, способные оказывать заметное влияние на ход боевых действий.

Несмотря на все усилия конструкторов и работников производства, зенитные самоходные установки Flakpanzer IV Ostwind, равно как и другие машины этого семейства, не смогли полноценно решить поставленную задачу. Примерно за девять месяцев производства удалось построить и передать войскам менее полусотни таких машин, что было слишком мало для полноценного прикрытия войск при помощи самоходок. Как следствие, еще один проект привел к заметным тратам времени, сил и ресурсов, но не дал ожидаемых результатов и приблизил поражение Германии.

Параметр Значение
Боевая масса, т. 25
Экипаж, чел. 5
Длина корпуса, мм. 5920
Ширина, мм. 2950
Высота, мм. 3000
Броня (Лоб корпуса), мм. 80
Броня (Борт), мм. 10
Броня (Лоб рубки), мм. 10
Броня (Корма), мм. 10
Броня (Крыша, днище), мм. 10
Вооружение одна 37-мм пушка
один 7,92-мм пулемет MG-34
Боекомплект 1000 снаряд
1350 патронов
Мощность двигателя, л.с. 300
Максимальная скорость по шоссе, км/ч. 38
Запас хода по шоссе, км. 200

Для создания модели понадобилось:
3569 Звезда 1/35 Немецкий танк «Т-IV Оствинд»
Краски — эмаль «звезда»

Оставить ответ