Разработка самоходки Flakpanzer IV «Ostwind» («Восточный ветер») стартовала в начале 1944 года, почти одновременно с проектированием машины Wirbelwind. Причины появления этого проекта были простыми – военные желали получить зенитное средство с повышенной эффективностью. Опыт боевой работы зенитных подразделений показывал, что 20-мм автоматические пушки, в том числе на счетверенных установках, позволяют бороться с авиацией противника, но по своей огневой мощи заметно уступают 37-мм системам.
Изучив требования заказчика, завод Ostbau приступил к созданию новой боевой машины. С целью упрощения проекта и ускорения разработки, а также для максимального удешевления производства и эксплуатации было решено использовать уже отработанный подход. Основой новой бронемашины должно было стать шасси существующего среднего танка Pz.Kpfw.IV любой из поздних модификаций. С танка следовало снимать башню, вместо которой должен был монтироваться новый броневой агрегат с зенитным вооружением. Подобный подход уже применялся при строительстве зенитных самоходок и позволял решить все поставленные задачи с максимальной эффективностью.
В качестве базы для новой самоходки предлагалось использовать танки Pz.Kpfw.IV. Для строительства машин Ostwind завод-сборщик должен был использовать уже имеющиеся в войсках танки. Поврежденную или нуждающуюся в ремонте технику предлагалось отправлять в тыл, восстанавливать и переделывать в зенитные самоходки. Аналогичный подход применялся и в других проектах зенитных боевых машин.
Корпус танка изготавливался из броневых листов толщиной от 10-15 мм (крыша и днище) до 80 мм (лобовой лист). Такая защита позволяла бронемашине выдерживать попадания снарядов некоторых орудий противника. Предполагалось, что сохранение такой защиты позволит перспективной самоходке работать в одних боевых порядках с танками на базе аналогичного шасси.
Для новой самоходки была разработана башня шестиугольной в плане формы с бортами, состоящими из двух деталей: нижний ряд устанавливался с развалом наружу, а верхний наклонялся внутрь. Это позволяло снизить расход металла, сократить массу конструкции и обеспечить максимально возможный внутренний объем. Для строительства такой башни предлагалось использовать 25-мм броневые листы. Крыша не предусматривалась. За характерный внешний вид новая башня получила неофициальное название Keksdose – «Форма для выпечки».
Внутри новой башни предлагалось монтировать установку для зенитного орудия калибра 37 мм. Вертикальная наводка осуществлялась в пределах от -7° до +90°.
Орудие FlaK 43 имело 37-мм ствол длиной 57 калибров и оснащалось автоматикой на основе отвода пороховых газов. Пушка использовала обоймы на восемь снарядов, из-за чего практическая скорострельность не превышала 150 выстрелов в минуту при технической на уровне 250. В зависимости от типа снаряда орудие могло обеспечивать его начальную скорость до 800-820 м/с, что позволяло атаковать летательные аппараты противника на дистанциях до 4-4,2 км. При стрельбе по наземным целям максимальная эффективная дальность превышала 6 км.
В качестве вспомогательного вооружения, предназначенного для борьбы с живой силой противника, ЗСУ Ostwind получала (вернее, сохраняла) 7,92-мм пулемет MG34 в лобовой установке корпуса, на рабочем месте стрелка-радиста. Также экипаж располагал вторым пулеметом, который следовало перевозить в укладке и извлекать только при необходимости.
Управлять новой самоходкой должен был экипаж из пяти человек. Механик-водитель и стрелок-радист располагались в корпусе, в отделении управления. Применение орудия было задачей командира, наводчика и заряжающего, помещавшихся в башне. Они должны были производить поиск и обнаружение воздушных целей, а также наводить орудие и вести огонь. Обязанностью заряжающего была работа со снарядными обоймами. По имеющимся данным, в общей сложности в корпусе Ostwind перевозилось 125 обойм с 1000 снарядов.
Разработка проекта Flakpanzer IV Ostwind завершилась в начале лета 1944 года. К началу июля на базе имевшегося в наличии танка построили первый прототип, который вскоре вышел на испытания. Применение готовых агрегатов позволило значительно ускорить все необходимые проверки, а также определить дальнейшую судьбу новой разработки. В июле (по другим данным, в августе) 1944 года фирме-разработчику заказали строительство сотни новых зенитных самоходок. Так же планировалось наладить передачу отремонтированных шасси, прибывавших в тыл, с целью сборки новой техники.
Строительство первой партии ЗСУ Ostwind началось уже в июле 44-го. Тем не менее, в силу различных причин эти 15 самоходок были переданы заказчику только в конце года. К весне 1945 года было построено и передано заказчику порядка трех десятков машин. Вскоре после передачи этой партии производство было остановлено. Антигитлеровская коалиция развивала наступление, из-за чего немецкая промышленность постоянно теряла те или иные предприятия, а также лишалась возможности выполнения уже полученных заказов. Таким образом, после марта 1945 года фирма Ostbau не достроила ни одной зенитной самоходки нового типа. Общий выпуск ограничился, по разным данным, 43-46 машинами.
Согласно некоторым источникам, в ходе эксплуатации на фронте зенитные самоходные установки Flakpanzer IV Ostwind проявили себя неоднозначно. Сравнительно мощные 37-мм пушки позволяли им бороться с низколетящей авиацией противника и защищать свои войска от ударов с воздуха. Тем не менее, присутствовали и серьезные недостатки, обусловленные, в первую очередь, крайне малым числом техники. Менее полусотни самоходок не могли быть сведены в полноценные зенитные подразделения, способные оказывать заметное влияние на ход боевых действий.
Несмотря на все усилия конструкторов и работников производства, зенитные самоходные установки Flakpanzer IV Ostwind, равно как и другие машины этого семейства, не смогли полноценно решить поставленную задачу. Примерно за девять месяцев производства удалось построить и передать войскам менее полусотни таких машин, что было слишком мало для полноценного прикрытия войск при помощи самоходок. Как следствие, еще один проект привел к заметным тратам времени, сил и ресурсов, но не дал ожидаемых результатов и приблизил поражение Германии.
Параметр | Значение |
Боевая масса, т. | 25 |
Экипаж, чел. | 5 |
Длина корпуса, мм. | 5920 |
Ширина, мм. | 2950 |
Высота, мм. | 3000 |
Броня (Лоб корпуса), мм. | 80 |
Броня (Борт), мм. | 10 |
Броня (Лоб рубки), мм. | 10 |
Броня (Корма), мм. | 10 |
Броня (Крыша, днище), мм. | 10 |
Вооружение | одна 37-мм пушка один 7,92-мм пулемет MG-34 |
Боекомплект | 1000 снаряд 1350 патронов |
Мощность двигателя, л.с. | 300 |
Максимальная скорость по шоссе, км/ч. | 38 |
Запас хода по шоссе, км. | 200 |
Для создания модели понадобилось:
3569 Звезда 1/35 Немецкий танк «Т-IV Оствинд»
Краски — эмаль «звезда»