Незадолго до начала войны командованием Panzerwaffe не раз поднимался вопрос о том, как следует поступить с танками Pz.Kpfw.I. К началу 1939 года их производство было полностью прекращено, но к этому времени количество “единичек”, которые ещё можно было использовать по прямому назначению, составляло не менее 400 штук. В качестве вариантов выхода предлагалось создание на базе этого шасси командирского танка и транспортера боеприпасов – в скором времени эти проекты были реализованы в металле, но был ещё и другой путь.
В ходе вторжения в Польшу выяснилось, что одни из наиболее мощных полевых орудий sIG33 (schwere Infanterie Geschutz) калибра 150 мм — эта артиллерийская система была создана фирмой Rheinmetall в 1927 году, но на вооружение рейхсвера она поступила только в 1933 году. Уже в ходе маневров немецкой армии выяснилось, что буксируемые орудия часто не поспевали за наступающими пехотными и танковыми частями. То же касалось и отступления – средства буксировки оказывались не всегда доступными, а передвигать их силами расчетов было практически невозможно. Таким образом назрела необходимость создания самоходной артиллерийской установки аналогичного калибра.
В конце 1939 года доработке подвергли один из серийных танков Pz.Kpfw.I Ausf.B, причем конструктивные ходы были далеко не изящными. Башня и часть надстройки боевого отделения полностью демонтировались, а на их месте появлялась П-образная рубка, собиравшаяся из бронелистов толщиной 14,5 мм. Для удобства обслуживания орудия задние части боковые секции были сделаны на манер створок и могли открываться наружу. Фактически, от танка оставили только шасси и переднюю часть боевого отделения с прибором наблюдения механика-водителя. В результате полная высота самоходки составила 3350 мм. Экипаж машины состоял из четырех человек: командир, который к тому же был и наводчиком, два заряжающих и механик-водитель.
Чтобы упростить себе задачу немецкие инженеры установили 150-мм орудие 15cm sIG33 L/11 вместе с колесами, которое жестко крепилось буксировочным крюком лафета к специальной раме. Сектор наведения по горизонту составил 25°, углы вертикального наведения варьировались в пределах от -4° до +75°. Возимый боезапас составил всего 8 выстрелов (из них 6 – снаружи), так что для самоходки требовалось присутствие транспортера. Помимо этого, орудие имело раздельно-гильзовое заряжание, что отрицательно влияло на скорострельность, которая составила также 3 выстрела в минуту – другими словами, боекомплект расходовался моментально.
Самоходка получила название 15cm sIG33(Sf) auf Pz.Kpfw.I Ausf.B, но в целом ряде зарубежных источников она упоминается как Sturmpanzer I “Bison”. Всего было выпущено 38 подобных САУ.
Летом 1941 года несколько САУ этого типа было направлено на Восточный фронт. Первоначально они имелись в составе 705-й и 706-й рот тяжёлых пехотных орудий, но спустя год к ним присоединилась и 701-я рота, задействованная в ходе операции “Fall Blau” – это произошло летом 1942 года. Хотя наступление немецких войск развивалось успешно, в конце концов 15cm sIG33(Sf) auf Pz.Kpfw.I Ausf.B стали нести потери и уже спустя полгода их количество сильно сократилось. По последним данным последняя самоходка ещё использовалась в составе 704-й роте тяжёлых пехотных орудий принадлежавшей 5-й танковой дивизии осенью 1943 года.
Одно самоходное орудие было захвачено советскими войсками осенью 1941 года и подвергнуто всесторонним испытаниям, большого интереса установка 150-мм полевого орудия на шасси легкого танка не вызвала. Скорее наоборот — был сделан вывод о нецелесообразности создания такого рода машин.
Параметр | Значение |
Боевая масса, т. | 8,6 |
Экипаж, чел. | 4 |
Длина, мм. | 4670 |
Ширина, мм. | 2060 |
Высота, мм. | 3350 |
Броня (Борт корпуса), мм. | 14,5 |
Броня (Лоб корпуса), мм. | 14,5 |
Броня (Корма), мм. | 6 |
Броня (днище), мм. | 6 |
Броня (Крыша), мм. | 6 |
Вооружение | одна 150-мм пушка |
Боекомплект | 6 снарядов |
Мощность двигателя, л.с. | 100 |
Максимальная скорость по шоссе, км/ч. | 35 |
Запас хода по шоссе, км. | 140 |
Препятствия | Подъем — 20° Ширина рва — 1,4 м Глубина брода — 0.6 м Высота стенки — 0,37 м. |
Для создания модели понадобилось:
303520 Моделист 1:35 Штурмпанцер I (Бизон), Германия, 1940 г.
Краски — эмаль «звезда»