КВ-7

КВ-7 – советская опытная тяжелая самоходная артиллерийская установка периода первой половины Великой Отечественной войны, которая являлась продолжением линейки модификаций советских тяжелых и сверхтяжелых танков КВ. В проектной документации данная модель САУ обозначалась еще и как «Объект 227». В некоторых советских источниках КВ-7 обозначается как тяжелый безбашенный танк прорва, однако по всем признакам конструкция КВ-7 соответствует именно самоходно-артиллерийской установке.
В начале Советско-германской войны серийные танки РККА КВ-1 и Т-34, вооруженные 76-миллиметровыми пушками не всегда справлялись с бронированными целями противника. К тому же не слишком компактное размещение экипажа в танках не позволяла развить желаемую скорострельность. В этот период с фронта начали поступать заявки по созданию танка или, желательно, САУ, которая бы была лишена всех вышеперечисленных недостатков. Конструкторское бюро Челябинского Кировского Завода (ЧКЗ) предложило вариант вооружения САУ двумя орудиями 76 миллиметров. В средине ноября 1941 года КБ ЧКЗ под началом Жозефа Яковлевича Котина создали проектную документацию и приступили к сборке прототипа, который получил название КВ-7 или «Объект 227». В конце декабря 1941 года был собран первый и единственный опытный образец САУ КВ-7, который тут же был отправлен на полигонные испытания. В ходе испытаний были выявлены ряд недостатков при работе экипажа со спаренной артиллерийской установкой, что было весьма характерно для многопушечных танков и САУ. Однако главной причиной непринятия КВ-7 на вооружение и незапуска ее в серию стало не это, а острая потребность РККА в танках Т-34, КВ-1 и КВ-1с.
Тяжелая самоходно-артиллерийская установка КВ-7 была скомпонована, аналогично танку КВ-1. Бронекорпус разделялся на три отделения. Место механика-водителя и стрелка из курсового пулемета находились в отделении управления, расположенном в носовой части машины. Остальные четыре члена экипажа: командир, наводчик и два заряжающих размещались в боевом отделении, которое распространялось на среднюю часть броневого корпуса и рубку. Двигатель, его системы охлаждения и основные узлы транс-миссии были установлены в кормовой части корпуса в моторно-трансмиссионном отделении.
Для посадки в САУ и высадки из нее экипаж, состоявший из 6 человек, пользовался двумя круглыми люками в крыше рубки, что было существенным недостатком при покидании машины в экстренном случае. Днищевый люк, оборудованный в днище корпуса, этих проблем не решал, и при подбитии САУ покинуть быстро машину механику-водителю и стрелку практически не представлялось возможным.
Бронирование тяжелой САУ КВ-7 разрабатывалось по дифференцированному противоснарядному принципу и обеспечивало защиту машине и ее экипажу от поражения как от пуль стрелкового оружия и средних осколков, так и от снарядов средних калибров при стрельбе со средней дистанции. Бронекорпус тяжелой САУ КВ-7 собирался из катаных броневых плит путем их сваривания между собой. Броневые плиты, аналогично серийному тяжелому танку КВ-1, имели толщину 75, 40, 30 и 20 миллиметров в зависимости от направления бронирования. На противоснарядных направлениях (низ и верх лобовой части и кормы) толщина броневых плит составляла 75 миллиметров. Броневые листы кормы имели толщину 70 миллиметров в нижней части и 60 – в верхней. Крыша и днище броне-корпуса собирались из бронелистов толщиной от 20 до 40 миллиметров в зависимости от места бронирования. Все броневые листы имели рациональные углы наклона к верти-кальной нормали, кроме бортовых частей, что существенно увеличивало бронестойкость конструкции корпуса. Боевая рубка тяжелой САУ КВ-7 собиралась из катаных стальных бронелистов, соединявшихся между собой и каркасом практически во всех случаях свар-кой. Броневые листы в лобовой части рубки и по ее бортам имели толщину в 75 милли-метров. Предполагалось, что бронирование кормы составит от 35 до 40 миллиметров. Лобовая и бортые броневые листы рубки имели углы наклона к вертикали от 20 до 30 граду-сов. Спаренная орудийная установка защищалась прямоугольной подвижной броневой маской с толщиной в 100 миллиметров.
При проектировании САУ КВ-7 вооружение машины состояло из двух 76,2-миллиметровых нарезных танковых орудий ЗИС 5, спаренных в установку У-14. Боекомплект к обоим орудиям ЗИС-5 состоял из 150 снарядов унитарного заряжания, которые укладывались по бортам рубки и вдоль ее задней части.
В качестве вспомогательного вооружения в КВ-7 предполагалось использовать три пулемета ДТ калибра 7,62 миллиметра. Два из них устанавливались соответственно в лобовой броневой плите корпуса (курсовой) и кормовой броневой плите рубки в шаровые установки. Третий пулемет находился в укладке внутри боевого отделения и в случае надобности мог использоваться в качестве зенитного. Боекомплект к трем пулеметам был 2646 патро-на в 42 дисках. Для личной защиты экипажа САУ его предполагалось вооружить двумя пистолетами-пулеметами ППШ, четырьмя пистолетами ТТ и 30 ручными гранатами Ф-1.
В качестве силовой установки в САУ КВ-7 предполагалось использовать дизельный четырехтактный V-образный двенадцатицилиндровый двигатель В-2К, который на выходе мог обеспечить мощность в 600 лошадиных сил. Он давал возможность двигаться машине по шоссе с максимальной скоростью в 34 километра в час.
После сборки единственного прототипа САУ КВ-7 он в апреле 1942 года поступил на полигонные и стрельбовые испытания. Использование для стрельбы одновременно две 76-миллиметровые пушки ЗИС-5 оказалось делом не простым и несло в себе ряд неразрешимых в тот период проблем. Кроме этого, в этот период РККА остро нуждалась в танках КВ-1, КВ-1с и Т-34, которые выпускал Челябинский Кировский Завод (ЧКЗ). По этим двум причинам САУ КВ-7 так и не была принята на вооружение, а следовательно, и не была запущена в серийное производство.
Один единственный выпущенный экземпляр КВ-7 простоял на территории ЧКЗ практически до конца 1943 года, а потом вместе с опытными танками Т-29, Т-100 был разобран на металл. Однако опыт, полученный при создании КВ-7, был использован при проектировании других советских танков и САУ. В частности все наработки по КВ-7 были с успехом использованы конструкторами при создании САУ КВ-14 (СУ-152), которая пошла в массовое производство.
А тяжелая САУ КВ-7 стала последним образцом советской бронетехники, где попытались использовать спаренную артиллерийскую установку из двух орудий.

Параметр Значение
Боевая масса, т. 47,5
Длина, мм. 6750
Ширина, мм. 3250
Высота, мм. 2450
Броня (Лоб, борт, рубка), мм. 75
Броня (Корма), мм. 60
Броня (Крыша, днище), мм. 30
Вооружение Две 76,2-мм пушки
три 7,62-мм пулемета
Боекомплект 150 снарядов
2646 патронов
Мощность двигателя, л.с. 600
Максимальная скорость по шоссе, км/ч. 34
Запас хода по шоссе, км. 225
Препятствия Подъем (гусеницы/колеса) — 37°/15°
Крен — 36°
Ширина рва — 2,5 м
Глубина брода — 1,6 м
Высота стенки — 1,2 м.

 

Оставить ответ