В начале 1943 года нацистская Германия развернула работы по созданию новых зенитных самоходных установок на базе среднего танка Panzerkampfwagen IV. Одним из самых известных представителей этого семейства – хотя и не самым многочисленным – стала самоходка Flakpanzer IV «Wirbelwind».
Использование танкового шасси давало ряд преимуществ, связанных с унификацией различной техники, а также позволяло обеспечить защиту экипажа и вооружения от значительного числа угроз, встречающихся на поле боя. Также было предложено вооружить самоходку счетверенной установкой с 20-мм автоматическими пушками. Подобные системы в буксируемой версии неплохо показали себя в деле борьбы с маловысотными целями и могли стать хорошим оружием для ЗСУ.
Проект новой зенитной самоходки начали разрабатывать в самом начале 1944 года на базе существующего танка который получил обозначение Flakpanzer IV и дополнительное название Wirbelwind («Смерч»).
Новый проект зенитной самоходки подразумевал демонтаж базовой танковой башни с оружием и других агрегатов существующего боевого отделения. Вместо старой башни на погоне корпуса предлагалось монтировать новый подобный агрегат с зенитным вооружением. Внутри новой башни должны были располагаться счетверенная установка автоматических пушек и трое членов экипажа.
Башня нового типа имела достаточно сложную в плане форму. В передней части предусматривались лобовые листы, расположенные под углом друг к другу. Предложенная конструкция башни должна была обеспечивать требуемую защиту экипажа, а также отличалась сравнительно малой массой. Изначально поворачивать башню предлагалось при помощи ручных приводов, которые могли обеспечивать скорость наведения до 28° в секунду. Серийные «Смерчи» позднего выпуска получали ручные и гидравлические приводы. Последние повышали скорость поворота по азимуту до 60° в секунду. Наводчик имел возможность вести огонь в любом направлении с углами возвышения от -10° до +90°.
Установка Flakvierling 38 представляла собой систему на базе четырех автоматических пушек FlaK 38. Пушки имели калибр 20 мм. Каждая из четырех пушек могла делать до 400-450 выстрелов в минуту (техническая скорострельность), однако на практике темп стрельбы счетверенной установки не превышал 750-800 выстрелов в минуту. Снаряды покидали стволы пушек со скоростью до 900 м/с и, в зависимости от типа, могли поражать цели на дальностях до 2-2,2 км. Боепитание всех четырех пушек осуществлялось при помощи отдельных коробчатых магазинов на 20 снарядов.
Счетверенная установка, расположенная в башне, позволяла атаковать воздушные и наземные цели. Несмотря на это, машина сохранила дополнительное вооружение, использовавшееся на танке базовой модели. На рабочем месте стрелка-радиста, в передней части корпуса справа, имелась лобовая амбразура с пулеметом MG34, при помощи которого экипаж мог защищаться от живой силы противника.
За счет плотной и грамотной компоновки внутренних объемов корпуса ЗСУ Wirbelwind должна была нести достаточно крупный боекомплект. Имелась возможность перевозить несколько десятков магазинов общей емкостью свыше 1300 снарядов и 3200 патронов для пулемета.
Экипаж боевой машины состоял из пяти человек: водителя, радиста, наводчика орудия и двух заряжающих. Первые двое должны были размещаться в передней части корпуса, а рабочие места трех других зенитчиков помещались в поворотной башне. На места в отделении управления следовало попадать через люки в крыше корпуса. Доступ к местами наводчика и заряжающих осуществлялся через открытый верх башни, также улучшавший обзор в боевой обстановке.
Проверки первой опытной машины наглядно показали правильность идей, лежавших в основе проекта. Использованное гусеничное шасси давало машине достаточно высокую подвижность, что позволяло «Смерчу» двигаться вместе с танками, как в колоннах на марше, так и в боевых порядках. Применение отработанной артиллерийской системы с достаточно высокими характеристиками так же сулило неплохую боевую эффективность. В итоге проект сочли удачным и рекомендовали к началу серийного производства.
Первые серийные ЗСУ новой модели были готовы в июле 1944 года.
Производство самоходок Wirbelwind завершилось в ноябре 1944 года. За несколько месяцев на Ostbau было построено не менее 86 машин этого типа. Точные сведения о количестве построенных машин отсутствуют: в разных источниках приводятся цифры от 86 до 106 единиц.
Судьба проекта зенитной самоходной установки Wirbelwind весьма интересна. Она создавалась в качестве воплощения многообещающего и перспективного предложения, касавшегося сочетания шасси и вооружения. На первых этапах проект получал хорошие оценки и имел большую поддержку со стороны армии. Тем не менее, уже к моменту начала испытаний германские военные разочаровались в 20-мм автоматических пушках и предпочли им орудия калибра 37 мм, результатом чего стал старт альтернативных проектов. В итоге удалось построить только чуть больше сотни ЗСУ со счетверенными установками, которые не могли оказать серьезного влияния на ход боев. Новые проекты, в свою очередь, привели к строительству самоходок с повышенной огневой мощью, однако дополнительным результатом этого стало распыление сил, которое в итоге не позволило оснастить армию достаточным количеством необходимой техники.
Параметр | Значение |
Боевая масса, т. | 22 |
Экипаж, чел. | 5 |
Длина корпуса, мм. | 5920 |
Ширина, мм. | 2900 |
Высота, мм. | 2760 |
Броня (Лоб корпуса), мм. | 80 |
Броня (Борт), мм. | 30 |
Броня (Лоб башни), мм. | 16 |
Броня (Корма), мм. | 20 |
Броня (днище), мм. | 10 |
Вооружение | четыре 20-мм пушки один 7,92-мм пулемет MG-34 |
Боекомплект | 1300 снаряд 3200 патронов |
Мощность двигателя, л.с. | 265 |
Максимальная скорость по шоссе, км/ч. | 38 |
Запас хода по шоссе, км. | 200 |
Препятствия | Подъем — 30° Ширина рва — 2,3 м Глубина брода — 1,0 м Высота стенки — 0,6 м. |
Для создания модели понадобилось:
1333 Academy 1/35 Flakpanzer IV Wirbelwind
Краски «ARMY PAINTER» и VAILEJO
Пигменты WILDER и MIG
фиксация пигментов — Fixer WILDER
проливки «ARMY PAINTER»