Т-29

Т-29 — экспериментальный советский средний колёсно-гусеничный танк 1930-х годов, созданный на базе танка Т-28. Изготовлено 5 опытных экземпляров, по итогам испытаний которых танк планировалось принять на вооружение РККА. Однако по ряду причин его серийное производство так и не было развёрнуто.

Одной из характерных особенностей советского (и не только) танкостроения 1930-х годов являлась большая работа по разработке и созданию колёсно-гусеничных танков. Применение колёсно-гусеничного движителя сильно усложняло силовую передачу и ходовую часть танков, однако давало явный выигрыш в скорости. Кроме того, таким образом решалась проблема низкого ресурса гусениц, не позволявшего танкам тех лет совершать длительные марши. Наконец, предполагалось, что в случае повреждения гусеничного движителя экипаж будет просто сбрасывать разбитую гусеницу, пусть теряя в проходимости танка, но сохраняя его подвижность.

Разработка среднего колёсно-гусеничного танка в СССР началась в 1933 году с подготовки Автобронетанковым бюро техотдела ЭКУ ОГПУ ряда эскизных проектов танков во многом опиравшихся на разработанный недавно танк Т-28. В 1934 году, после доработки этих двух проектов, на ленинградском Кировском заводе, где в то время разворачивался выпуск Т-28, были построены опытные танки Т-29-4 и Т-29-5. Проект разрабатывался под общим руководством Н. В. Цейца, непосредственное участие в разработке танка принимал Н. А. Астров. Между собой танки различались бронированием (15—20 или 20—33 мм соответственно), массой (16 или 23,5 т) и рядом других параметров. По компоновке и вооружению танки были одинаковы и соответствовали Т-28.

В 1934—1935 годах танки Т-29 прошли множество испытаний, в том числе и сравнительных с Т-28. По их итогам был сделан вывод, что Т-29, хотя и более сложен в производстве, но представляет большой интерес ввиду высокой скорости и хорошей маневренности.

По результатам испытаний в 1936 году на Кировском заводе изготовили эталонный образец Т-29. Планировалось в 1937 году развернуть его серийное производство, из-за чего даже была сокращена программа выпуска Т-28, однако ввиду большого количества недостатков Т-29 в своём имеющемся виде военных не удовлетворял. Согласно постановлению КО при СНК СССР № 14сс от 25 мая 1937 года, завод должен был переработать проект танка и разработать новый образец, с утолщёнными бронелистами установленными наклонно.

Осенью 1937 года все работы в этом направлении были неожиданно свёрнуты, а Кировский завод продолжил выпускать танки Т-28 в прежнем объёме. Причины этого не совсем понятны, но, по ряду данных, такое решение было связано с арестом Н. В. Цейца как «вредителя» в сентябре 1937 года.

Т-29 представлял собой трёхбашенный танк, аналогичный по компоновке танку Т-28. Однако в сравнении с последним корпус претерпел ряд изменений, в частности, стал несколько шире (на 350 мм) и выше (на 200 мм), что произошло из-за размещения элементов подвески внутри бронекорпуса. Кроме того, ряд элементов корпуса претерпел мелкие изменения конфигурации. Корпус сваривался из катаных бронелистов толщиной от 10 до 30 мм.

В передней части башни в маске на цапфах размещалась танковая пушка КТ-28 (были попытки разместить ещё недоработанную пушку ПС-3). Справа от неё и в задней стенке башни имелись независимые шаровые установки с пулемётами ДТ. На крышке башенного люка была предусмотрена установка зенитной турели для ещё одного ДТ. Для посадки и высадки экипажа главная башня имела два поворотных люка в крыше и один (прямоугольной формы) — в кормовом бронелисте.

Малые башни по конструкции повторяли башни Т-28 и вооружались одним пулемётом ДТ в шаровой установке каждая. Сектор вращения составлял 165°. Боекомплект состоял из 67 унитарных выстрелов к пушке и 6615 патронов к пулемётам (105 магазинов по 63 патрона в каждом).

Ходовая часть применительно к одному борту состояла из четырёх обрезиненных опорных катков большого диаметра. При движении на колёсном ходу три пары задних опорных катков были ведущими, передняя — управляемой. При движении на гусеничном ходу гусеница приводилась в движение ведущим колесом заднего расположения. Впереди располагался ленивец с винтовым механизмом натяжения. Также имелось три поддерживающих ролика. В ходовой части применялась индивидуальная подвеска системы Кристи со спиральными пружинами. Мелкозвенчатые гусеницы цевочного зацепления шириной 500 мм обеспечивали танку высокую проходимость.

Скорости движения машины на гусеничном и колёсном ходу были по возможности сближены. Такое сближение скоростей (синхронизация) было сделано специально для возможного комбинированного применения движителей (в этом случае можно было двигаться, используя с одной стороны гусеничный, а с другой — колёсный движитель).

Как и у Т-28, средства наблюдения танка Т-29 представляли собой простые смотровые щели (по одной по бортам главной башни, по внешним бортам пулемётных башен и в крышке люка механика-водителя), закрытые с внутренней стороны сменным триплексным стеклоблоком, обеспечивавшим защиту от пуль, осколков снарядов и брызг свинца при обстреле бронебойными пулями. Командир танка также располагал перископическим панорамным прибором наблюдения ПТК, защищённым бронеколпаком. На танке Т-29 устанавливались радиостанция 71-ТК-1 и внутреннее переговорное устройство СПУ-7-Р.

Достоверных сведений о боевом применении пяти изготовленных образцов Т-29 нет. Т-29-4 был передан на полигон в Кубинке, где находился до начала Великой Отечественной войны. Осенью 1941 года он был передан в состав 22-й танковой бригады. Что было с ним потом, неизвестно.  Т-29-5 был разобран в 1938 году. Эталонный Т-29 в том же году был перевооружён пушкой Л-10. После начала советско-финской войны этот танк был отремонтирован и 13 февраля 1940 года «убыл в распоряжение АБТВ 13-й армии». Однако о боевом применении танка ничего не известно, равно как и о его дальнейшей судьбе. Как минимум один из Т-29 был эвакуирован в Челябинск, и по состоянию 1942 год находился на территории опытного завода № 100. Согласно документам, в конце 1943 года эта машина была пущена в переплавку вместе с Т-100, КВ-7 и рядом других опытных образцов бронетехники.

Несомненно, Т-29 был оригинальной машиной, на которой был применён ряд интересных технических решений. Привод на три оси позволил значительно увеличить динамические характеристики машины, а мощное вооружение наряду с бронёй, надёжно защищавшей от пуль и осколков снарядов, делало Т-29 весьма перспективным танком. Но вместе с тем танк имел множество недостатков, в частности, колёсно-гусеничный движитель сильно усложнял его конструкцию, что приводило к трудностям в производстве и эксплуатации. Кроме того, танку были присущи все недостатки многобашенной схемы, такие как невозможность увеличения бронирования и сложность производства самого корпуса.

Однако, принимая во внимание вес танка, калибр артиллерийского вооружения и скорость движения на гусеницах, нельзя не признать созданный в 1936 году танк Т-29 одной из важных ступеней на пути поиска нового типа среднего танка, который в конечном итоге завершился созданием легендарного Т-34.

 

Параметр Значение
Боевая масса, т. 24
Экипаж, чел. 5
Длина корпуса, мм. 7724
Ширина, мм. 3220
Высота, мм. 2820
Броня (Лоб корпуса), мм. 30
Броня (Борт), мм. 20
Броня (Корма), мм. 30
Броня (Крыша, днище), мм. 10
Вооружение одна 76-мм КТ-28 обр. 1927/1932 года либо ПС-3
пять 7,62-мм пулеметов ДТ
Боекомплект 69 снарядов
6930 патронов 7,62-мм
Мощность двигателя, л.с. 500
Максимальная скорость по шоссе, км/ч. 56 (на гусеницах)  81 (на колесах)
Запас хода по шоссе, км. 200 (на гусеницах)  300 (на колесах)
Препятствия Подъем — 35°
Ширина рва — 3,3 м (на гусеницах)
Глубина брода — 1,4 м
Высота стенки — 1,2 м.

 

Оставить ответ