Volkswagen «Type 166» (Schwimmwagen) — немецкий плавающий полноприводный автомобиль повышенной проходимости военного назначения, выпускавшийся с осени 1942 г. до лета 1944 г. для Вермахта и войск СС.
Изготовлено было таких автомобилей свыше 14000 штук. Для удачного выхода на сушу, инженерами была разработана переднеприводная трансмиссия (в обычном режиме Schwimmwagen и Volkswagen Käfer — обладали задним приводом), работающая вместе с понижающей передачей. Немецкая армия нуждалась в транспортном средстве, которое может использоваться на снегу, песке, воде и в грязи. Для выполнения всех этих условий Фердинанд Порше в 1939 г. создаёт полноприводный «Type 87». В процессе дальнейшего развития, 1 июля 1940 г., компания F. Porsche KG получила заказ на разработку амфибии для Вермахта. В 1940 г. создан прототип такого автомобиля, который получил обозначение “Type 128”.
К концу сентября 1940 г. прототипы «Type 128» были испытаны на озере Max-Eyth вблизи Штутгарта. Армия получила свои первые три экземпляра прототипа к 1 ноября 1940 г. и провела полномасштабные испытания, которые продолжались до 6 декабря. Машина была проверена во всех возможных условиях эксплуатации, включая шоссе, проселочные дороги, бездорожье, горные дороги, плавание по воде, выход из воды в различных условиях и 6 июня первые 125 автомобилей были готовы к отправке в войска.
Солдаты любят давать машинам прозвища, и VW «Type 166» не стал исключением. Однако немецким воякам явно не хватило креатива на то, чтобы придумать этой модели оригинальное имя, и вместо скучного индекса амфибия получила такое же скучное название — Schwimmwagen, что дословно означает «плавающий автомобиль». Впрочем, это название точно соответствовало машине, поскольку плавала она просто отлично, причем, не только по воде, где ей помогал отдельный гребной винт, но и по грязи — благодаря полному приводу, большому дорожному просвету и гладкому днищу Schwimmwagen преодолевал самую непролазную жижу. На фронте такие «всепролазные» машины были незаменимы, особенно при ведении боевых действий в российской глубинке, где порой не могли проехать даже танки.
Скорость автомобиля при движении на плаву не превышала 10 км/ч из-за относительно маломощного двигателя, несмотря на его обтекаемую форму. При езде по суше трехлопастный винт автомобиля, обеспечивающий движение автомобиля на плаву, смонтированный в кормовой части корпуса, откидывался назад и вверх и крепился ремнями. При этом автомобиль мог развивать скорость до 80 км/ч (на шоссе) и обладал превосходными качествами повышенной проходимости, а запас хода составлял 520 км. Автомобиль вмещал в себя трёх солдат с личным оружием и водителя, а также 7,92-мм пулемет MG 42, при этом, полезная нагрузка автомобиля составляла 435 кг.
Всего было выпущено около 14 300 экземпляров. Кстати, средняя продолжительность жизни «Type 166» на фронте была от 3 до 6 недель! Американские конструкторы в период войны разработали серию плавающих легковых и грузовых автомобилей по образцу немецких VW «Type 166». Часть этих автомобилей поступила на вооружение Красной Армии по ленд-лизу.
Основой конструкции VW «Type 166» Schwimmwagen является несущий четырехместный герметичный снизу кузов открытого типа, который оснащался убирающимся тентом и откидывающимся вперед лобовым стеклом. Для охлаждения двигателя мощностью всего в 25 л.с. служил воздухозаборник, располагавшийся в кабине между задними сиденьями. Отработанный воздух выходил через решетки в верхней части заднего капота. Опять же из экономии места запасное колесо было вынесено наружу и закреплено спереди, тем самым обеспечивая нормальную развесовку по осям, и в какой-то степени защищая носовую часть автомобиля. Здесь же спереди, внутри кузова, размещались два бензобака емкостью 24 и 26 л. Снаружи крепился различный инвентарь: лопата, весло, багор и т.д., даже глушитель торчал над задним капотом.
Трехлопастный гребной винт, защищенный кольцом и антикавитационным козырьком сверху, устанавливался на откидной колонке. Такая конструкция предотвращала повреждение винта как при движении амфибии по мелководью, так и по бездорожью.
Вал винта приводился во вращение через трехручейковую цепную передачу ведущим валом колонки, который при переводе ее вниз входил в зацепление непосредственно с коленчатым валом двигателя. Реверс гребного винта отсутствовал, не было и лебедки или какого-либо другого приспособления для самовытаскивания машины из воды или непролазной грязи. Видимо, небольшая масса автомобиля позволяла это сделать вручную—с помощью веревки. Зато имелся насос для откачки воды из кузова.
Единственный значительный недостаток амфибии —отсутствие водяного руля, на плаву она управлялась поворотом колес и делала это весьма неохотно.