СУ-8

С появлением боевой авиации войска стали нуждаться в зенитном прикрытии. Развитие бронетанковой техники и соответствующие изменения тактики заставили инженеров всего мира начать работу над самоходными зенитными системами. В первое время самым популярным методом создания подобной техники была установка зенитных пулеметов или орудий на автомобилях. Однако ограниченные возможности базового шасси сказывались как на допустимой мощности вооружения, так и на подвижности всей системы. В результате началось создание зенитных самоходок на базе танковых шасси. В нашей стране подобные проекты стартовали в начале тридцатых годов.

Предполагалось, что использование гусеничного шасси, заимствованного у одного из существующих или разрабатываемых танков, позволит обеспечить машине подвижность на уровне прочей военной техники, а сравнительно большой калибр орудия даст возможность поражать цели на высотах до нескольких километров.

При создании проекта на базе шасси танка Т-28, шасси последнего претерпело некоторые изменения, связанные с использованием нового оружия. Доработки коснулись передних и верхних деталей бронированного корпуса, расположенных возле боевого отделения. Все остальные узлы и агрегаты, а также элементы корпуса остались неизменными, что должно было обеспечить сравнительную простоту строительства и эксплуатацию новой техники.

По имеющимся данным, проект СУ-8 подразумевал демонтаж с танка всех трех башен, крыши и верхней части бортов боевого отделения. Внутри боевого отделения предлагалось монтировать тумбовую установку кругового вращения для пушки 3-К. С целью защиты орудийного расчета от пуль и осколков снарядов самоходка должна была иметь броневую рубку с лобовым листом и бортами. Последние для удобства работы артиллеристов должны были откидываться вбок-вниз. В разложенном положения борта представляли собой сравнительно крупную площадку, облегчавшую обслуживание орудия и обеспечивавшую круговую горизонтальную наводку.

Максимально возможная унификация зенитной САУ СУ-8 и танка Т-28 обеспечивала сравнительно высокий уровень защиты агрегатов. Корпус должен был собираться из катаных листов толщиной от 10 (крыша) до 30 (лоб) мм, рубка из листов толщиной 10 и 13 мм. Таким образом, экипаж машины был бы надежно защищен от пуль стрелкового оружия и осколков артиллерийских снарядов

На СУ-8 должна была использоваться та же силовая установка, что и на базовом танке Т-28: 12-цилиндровый двигатель М-17Т мощностью 450 л.с. и механическая трансмиссия с пятискоростной коробкой передач. Ходовая часть самоходки тоже должна была заимствоваться без изменений. К каждому борту машины предлагалось крепить короб с установленными в нем элементами ходовой части. 12 опорных катков на каждом борту соединялись по два при помощи балансиров с пружинной амортизацией. Такие каретки соединялись в две тележки на каждом борту (по 6 опорных катков в каждой) с двухточечной подвеской к корпусу.

В боевом отделении самоходки предлагалось монтировать тумбовую установку для зенитной пушки 3-К. Орудие калибра 76,2 мм имело ствол длиной 55 калибров. При использовании разработанных вместе с пушкой систем наведения угол возвышения мог изменяться в пределах от -3° до +82°. Пушка могла поражать цели на высотах до 9300 м. Максимальная дальность стрельбы по наземным целям превышала 14 км. Важной особенностью орудия 3-К была полуавтоматическая система заряжания. При стрельбе пушка самостоятельно открывала затвор и выбрасывала стреляную гильзу, а при подаче нового снаряда закрывала затвор. Артиллеристы должны были только подавать новые снаряды. Опытный расчет мог вести огонь с темпом до 15-20 выстрелов в минуту.

На самоходке СУ-8 орудие 3-К должно было использоваться вместе с тумбовой установкой, представлявшей собой доработанные агрегаты ее буксируемого лафета. Похожая система установки также использовалась при монтаже зенитных пушек на грузовиках и бронепоездах.
Проект зенитной самоходки на базе танка Т-28 в целом устроил военных и был одобрен. Было получено разрешение на строительство и испытания опытного образца. Ввиду сложностей с освоением серийного производства танков Т-28 на Кировском заводе в Ленинграде строительство прототипа СУ-8 началось только во второй половине 1934 года. В ходе строительства были выявлены некоторые недостатки нового проекта. Главный – неприемлемо высокая стоимость. Кроме того, претензии вызывала сложность обслуживания техники.

Единственный прототип зенитной САУ СУ-8 так и не был достроен. В конце 1934 года его переделали в танк. Такая судьба недостроенной машины говорит об одной из главных причин, по которым СУ-8 не только не была принята на вооружение, но даже не испытывалась. По имеющимся данным, в 1933 году был построен 41 танк Т-28. В 1934-м число выпущенных танков было немного больше – 50, а в 35-м сократилось до 32. До 1941 года включительно были построены только 503 средних танка новой модели. При столь медленном выпуске новых танков начало серийного строительства самоходок на их базе выглядело не самым мудрым решением. Армия нуждалась и в танках, и в САУ, но производственные возможности требовали выбирать что-то одно. В итоге были выбраны танки, а проект СУ-8 завершился на стадии строительства опытного образца.

 

Оставить ответ